Внимание!!! AdBlock блокирует показ некоторых скриншотов. Пожалуйста, все вопросы к разработчкикам
Автор
Сообщение
Galfimbul
Владимир Соловьев и философия Серебряного века
Год: 2001 Автор: Гайденко П.П. Издательство: М.: Прогресс-Традиция ISBN: 89826-076-5 Тираж: 3000 экз. Язык: Русский Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: 472
Скан/обработка: caute
Описание: В центре внимания автора – творчество В.С. Соловьева оказавшего сильное влияние на развитие как философской мысли в России последнего столетия, так и в особенности на культуру Серебряного века. Под воздействием идей Соловьева формировались воззрения С.Н.и Е.Н. Трубецких, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Д.С. Мережковского и др. Романтический эстетизм, характерный для Соловьева, — с его культом вечной женственности — во многом определил атмосферу Серебряного века, прежде всего поэзию символизма; хилиастическая утопия `посюстороннего преображения вселенной`, объединявшая Соловьева с Достоевским, вылилась в предреволюционные годы в движение к радикальному религиозному обновлению, получившее имя `нового религиозного сознания` (Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов и др.). Анализ отечественной мысли дается автором в широком контексте европейской философии XIX-XX вв., начиная с Просвещения и немецкого идеализма и кончая неокантианством, философией жизни А. Бергсона и Ф. Ницше, феноменологией и экзистенциализмом. Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся проблемами философии, отечественной истории и культуры.
Предисловие 6 Введение 14 Достоевский и Соловьев 14 Хилиастические мотивы у Достоевского и Соловьева 19 Апокалиптика и хилиазм. Милленаристские утопии 25 РАЗДЕЛ I. Владимир Соловьев 36 Глава 1. Философия всеединства 37 Жизненный путь и философское становление B.C. Соловьева 37 Критика отвлеченного мышления с позиций спиритуалистического реализма 44 Идея всеединства 47 Софиология B.C. Соловьева 53 Историософия B.C. Соловьева. Идея теократии 58 Нравственная философия. «Оправдание добра» 62 Глава 2. Соловьев и Шеллинг 67 Понятие всеединства 68 Сверхсубстанциальность Бога. «Бытие есть не что иное, как воля» 72 Содержание Теокосмическая катастрофа: отпадение от Бога Его «Другого» 77 Учение о развивающемся и страдающем Боге 81 Глава 3. Искушение диалектикой: Соловьев и Гегель 90 Абсолют Гегеля как единство тождества и нетождества 90 Противоречие как верховный принцип системы Гегеля 93 Всемогущество отрицания 96 Учение Гегеля о развивающемся Боге 100 Гегелевские влияния в творчестве B.C. Соловьева 104 Критика Соловьевым Гегеля с позиций спиритуалистического реализма 106 Учение о Сущем и о человечестве как Втором Абсолюте 112 РАЗДЕЛ II. Религиозная философия XIX века: современники Соловьева 117 Глава 4. «Конкретный идеализм кн. С.Н. Трубецкого как учение об универсальной соотносительности сущего 118 Жизненный путь 118 Греческая философия и библейское откровение 124 С. Трубецкой и Л. Шестов 129 Протестантизм как общий корень субъективизма новоевропейской философии 133 Соборность человеческого сознания 137 Универсальная чувственность, или мировая душа. Софиология СН. Трубецкого 141 Разум и вера. Критика отвлеченного идеализма 148 Трубецкой против имморализма и романтики насилия 155 Глава 5. Утрата середины. Эстетический аморализм и аскетическое православие Константина Леонтьева 159 Жизнь и творчество 161 Леонтьев и славянофилы 167 Философия истории К. Леонтьева. Критика «гуманистического морализма» и «розового христианства» Достоевского и Вл. Соловьева 177 К.Н. Леонтьев – литературный критик 190 Критика буржуазного общества с точки зрения эстетизма. Леонтьев и Ницше 203 РАЗДЕЛ III. Религиозная философия XX века: поворот к метафизике 206 Глава 6. Иерархический персонализм И.О. Лосского 207 Интуитивизм, или мистический эмпиризм 210 Субстанциальный деятель как конкретно-идеальное бытие 217 Свободная воля – сущность субстанциальных деятелей 220 Системность мира и сверхсистемное начало 224 Материальный мир как продукт грехопадения субстанций 226 «Никто и ничто не пропадает в мире». Теодицея Лосского 228 Учение о переселении душ 231 Глава 7. Метафизика конкретного всеединства, или Абсолютный реализм С.Л. Франка 238 С.Л. Франк и Вл. Соловьев 238 С.Л. Франк и европейская философия конца XIX – начала XX в 241 Критика психологизма и субстанциализма 245 Интуиция как высший род знания. С. Франк и А. Бергсон 248 Онтологическая гносеология» – путь к созданию онтологии 251 Бытие как металогическое единство 261 Онтология Франка – антиномический монодуализм 269 Умудренное неведение. Семен Франки Николай Кузанский 282 Апории Зенона и закон тождества 290 Глава 8. Анархический персонализм Николая Бердяева 297 Личность есть свобода 298 «Поту сторону добра и зла». Бердяев и Ницше 301 «В Христе все в известном смысле дозволено» 307 Бытие как зло. Мистический революционаризм Н.А. Бердяева 309 Люциферический характер свободы у Н.А. Бердяева 313 «Святой Дух – это Святая Плоть» 322 Раздел IV. «Новое религиозное сознание» и культура Серебряного века 319 Глава 9. Д.С. Мережковский: апокалипсис «всесокрушающей религиозной революции» 322 «Святой Дух – это Святая Плоть» 322 Христианство «Третьего Завета» – религия «святой общественности» 328 «Тайна Трех» 331 Иоахим Флорский – «великий пророк свободы» 337 Вселенская теократия как абсолютный анархизм 341 Глава 10. Софиология и символизм. Сергей Соловьев 351 Жизненный путь С.М. Соловьева 353 Символисты и Вл. Соловьев 359 Д.С. Мережковский и христианство Третьего Евангелия» 363 Мережковский – критик Вл. Соловьева 368 Вл. Соловьев и Ницше 369 Сергей Соловьев против «сатанизма» Мережковского, Розанова и Блока 372 Духовная драма Сергея Соловьева. Соблазн «святой плоти» 378 Идея синтеза христианства и культуры 384 Осуждение Соловьевым-младшим католических увлечений Вл. Соловьева 387 Софиология Вл. Соловьева: pro и contra 392 РАЗДЕЛ V. Призыв к трезвости. Самокритика русской интеллигенции 402 Глава 11. «Вехи»: Неуслышанное предостережение 403 Глава 12. Под знаком меры. Либеральный консерватизм П.Б. Струве 431 От легального марксизма и «критического позитивизма» к метафизике 432 Свобода как личная ответственность и как способность к самоограничению 440 Религиозные корни либерализма. Принцип «личной годности» 445 Указатель имен 449
Внимание! AdBlock блокирует показ скриншотов, все вопросы к разработчикам )))