АЛЕКСАНДР БОГДАНОВ 1974, декабрь -
ЦВЕТЫ НА СНЕГУ 1975 -
ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1977, март -
АПРЕЛЬ 1977, лето до осени 1978 -
ЛИРА 1978 -
ВИА ДВИНСКИЕ ГИТАРЫ (Архангельск)
1979 -
КАЛЕЙДОСКОП (Архангельск) до апреля 1981.
1981, май -
КАЛЕЙДОСКОП 1981, сентябрь -
МАРАФОН (до 1983)
1987, весна -
САВОЯРЫ 1987, осень -
ЛИРА 1988, май -
СТАТУС В 1975–1977 годах в окрестностях Питера выступало ещё одно
ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ, которое выросло из популярной ломоносовской группы
ЦВЕТЫ НА СНЕГУ. Они играли главным образом хард-рок и выступали в ломоносовском «Манеже», в Гостилицах и т. д. Их гитарист Александр Богданов позже играл в
ЛИРЕ,
САВОЯРАХ,
СТАТУСЕ и т. д.
В марте 1977-го в группе
АПРЕЛЬ Александр Богданов из
ВЕЧНОГО ДВИЖЕНИЯ сменил Валерия Цакадзе, но почти сразу ушёл (а позднее играл в
ЛИРЕ, МАРАФОНЕ, САВОЯРАХ и др.).
Во второй половине 60-х и начале 70-х ЛИРА по праву считалась одной из самых сильных и популярных групп города: музыкально образованные, хорошо владевшие своими инструментами и сочинявшие отличные песни, которые пели даже другие исполнители, участники ЛИРЫ прошли все этапы существования в качестве самодеятельных музыкантов, а позднее ушли в профессионалы, хотя этот период в их судьбе оказался куда менее продуктивным...
ЛИРА начала разваливаться в начале 1976-го года. Качура стал солистом в Мюзик-холле; следом исчез Виктор Андреев. Их сменили Юрий Редько (гитара) и Сергей Черепухин (сакс, флейта, скрипка), но они не задержались и через год ушли в
ПЛАМЯ. В 1977-м в
ЛИРЕ появились Виктор Романов (гитара), тенор-саксофонист Альберт Рачкин (экс-
МИФЫ,
ПОСТ,
ОБЕРТОН) и сменивший за клавишными Ефремова Владимир Макаров. Они записали четыре песни к т/ф «Наследники», а в мае выпустили первый диск-гигант, в который вошли две песни Семенова.
Летом 1977-го Романова сменил соло-гитарист Александр Богданов, до этого игравший в Новом Петергофе с группами
ЦВЕТЫ НА СНЕГУ,
ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ и
АПРЕЛЬ. Потом ушли Андреев, Горбунов и Мешаев (последние двое – в московский
ВИА ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ). Их сменили трубач Валерий Звонов, саксофонист Юрий Ильин (экс-
ДИСКО) и тромбонист Юра Игнаьев.
В конце концов в декабре 1977-го
ЛИРА фактически распалась. Ее музыканты разошлись в разные стороны, но Володя Петров, который официально числился руководителем, к весне набрал почти полностью новый состав: Александр Богданов, гитара; Владимир Иванов, бас; Николай Подгорнов (экс-
КАЛИНКА,
ДРУЖБА,
ГРИФЫ), клавишные; Геннадий Белов, труба; Юрий Игнатов, тромбон; вокалисты Ольга Шалашева, Михаил Кошелев и Сергей Быстров. Последний, к слову, пришел из группы КОЛОКОЛ, которую по уходе из
ЛИРЫ собрал Семенов.
Эта
ЛИРА просуществовала недолго и осенью была распущена после конфликта с дирекцией Ленконцерта. Петров, Богданов, Белов и Андреев отправились в Архангельск и устроились в
ВИА ДВИНСКИЕ ГИТАРЫ (до них там играл Сергей Курёхин), который позже превратился в
КАЛЕЙДОСКОП.
Безусловно, одна из самых тяжелых групп в музыкальном спектре питерского рока первой половины 80-х,
МАРАФОН исполнял не лишенный интереса хард с крепкими, хотя и лежащими в русле традиций
GRAND FUNK RAILROAD мелодиями, играл заметную роль в Рок-клубе тех лет и провел отведенное ему историей время жизни преимущественно в клубах и на танцплощадках в окрестностях Ломоносова.
Первый состав
МАРАФОНА успел дать еще только один, но изрядно нашумевший концерт: летом в ДК моряков, когда публика разбушевалась настолько, что дирекция во избежание беспорядков была вынуждена выключить рубильник за сорок минут до официального окончания программы. Вскоре после этого Сальников был уволен, бас-гитару снова взял в руки Пащенко, а новым гитаристом стал Александр Мирчу.
МАРАФОН второго созыва просуществовал чуть меньше года и выступил всего несколько раз: на вечере для венгерских туристов в ДК им. 1-й Пятилетки, на совместном сэйшене с
ХРУСТАЛЬНЫМ ШАРОМ и Сашей Царовцевым (экс-
ЯБЛОКО, позже
ПИЛИГРИМ) в Рок-клубе (январь 1982 года), а также пару раз делил сцену с группой
ПЕПЕЛ в клубе поселка Юкки (где
ПЕПЕЛ тогда постоянно играл на танцах).
В середине 1982-го Мирчу ушел, а вскоре переехал к родственникам в Молдавию и расстался с музыкой. Его место занял Александр Богданов (р. 18.11.52 в Ленинграде), гитара, вокал, тоже ветеран ломоносовской рок-сцены и бывший участник десятка групп – от любительских
ЦВЕТОВ НА СНЕГУ и
ВЕЧНОГО ДВИЖЕНИЯ до профессиональных
ЛИРЫ и
КАЛЕЙДОСКОПА. Он с ходу включился в творческий процесс и начал ощутимо влиять на музыкальный курс
МАРАФОНА, стремясь увести его от формата пауэр-трио к более традиционной формуле мелодичного хард-энд-хэви.
После того как в ноябре 1982 года
МАРАФОН сыграл в Новом Петергофе с молодой группой ПУЛЬС (где пел будущий лидер
РОК-ШТАТА Игорь Семенов), ее состав пополнил гитарист ПУЛЬСА Александр Семенов, а в январе 1983-го к микрофону в
МАРАФОНЕ был приглашен Владимир «Который Поет» Гордеев, до этого участник еще одной ломоносовской группы
ГЕЛИКОН.
В этом составе
МАРАФОН вернулся на хорошо знакомую Пащенко и Рагазанову сцену ломоносовского Манежа, хотя продолжал выступать и в Рок-клубе, в частности сыграл довольно странный по жанровой направленности концерт с фолк-роковым
ЯБЛОКОМ. Весной 1983-го
МАРАФОН успешно прошел отборочный тур I смотра-конкурса (фестиваля) Рок-клуба и должен был – вместе с МИФАМИ и МЕЛОМАНАМИ – открывать его первый концерт 13 мая, но по не вполне ясным причинам музыканты в последний момент отказались от шанса выйти на новую для себя аудиторию.
Следующим важным этапом в биографии группы стало выступление на открытии IV сезона в РК 1 октября 1983 года, вместе с
АКВАРИУМОМ, когда они предъявили публике весьма солидную по звучанию и профессиональному уровню программу из собственных песен (
«Галилей», «Зачем придумали войну», «Про Мишу» и т. п.) и каверов
«Footstompin’ Music» GRAND FUNK и
«Stone Cold» RAINBOW. Слушатели приняли ее доброжелательно, но без особого восторга – Рок-клуб в то время был нацелен на другие жанры.
Той же осенью в Доме радио
МАРАФОН записал несколько песен, аккомпанируя популярному актеру и певцу Михаилу Боярскому (экс-
КОЧЕВНИКИ), однако в группе, которую все сильнее угнетала безрадостная перспектива постоянной игры на танцплощадках, начал назревать кризис. Первым, в декабре 1983 года, группу покинул Рагазанов, присоединившийся к новой версии
АПРЕЛЯ, которую собрал экс-вокалист этой группы Александр Лагутин; чуть позже Рагазанов стал одним из пионеров питерского металла в рядах
НОКАУТА, а во второй половине 80-х и начале 90-х переиграл едва ли не во всех тяжелых группах города. Вскоре после Рагазанова с
МАРАФОНОМ расстался и Володя Гордеев.
Новыми участниками группы стали никому до этого особо не известные Андрей Вепров (р. 12.11.61 в Ленинграде), барабаны, и Валерий Рагозин, вокал. Они продолжали колесить по домам культуры и танцплощадкам близ Ломоносова (в Большой Ижоре, Новом Петергофе и т. п.), но больше не участвовали в работе Рок-клуба, Рок-клуба, не занимались собственной музыкой и фактически развалились в ноябре 1984-го, когда Вепров ушел в группу Паши Паукова
ОСА (позже
ПОСЛЕДНИЕ ИЗВЕСТИЯ). В январе следующего года Пащенко и Семенов стали участниками эфемерной группы
ПОДАРОК, созданной лидером
РОК-ШТАТА Игорем Семеновым, но три месяца спустя она распалась, не дав ни одного концерта, а Семенов вскоре ушел в
ПРИСУТСТВИЕ.
Некоторое время бывшие участники МАРАФОНА продолжали играть вместе, но к 1987 году жизнь развела их в разные стороны. В мае 1987-го Пащенко и Рагазанов встретились в рядах группы
КОЛЛОКВИУМ, а потом вместе работали в театре «Рок». Рагазанов в конце 90-х увлекся фри-джазом и авангардом и играл с АКАДЕМИЕЙ ТИШИНЫ и разнообразными проектами Николая Рубанова (АУКЦЫОН) и Михаила Огородова (
ФОРВАРД,
ИЛЬЧЕНКО и т. д.). Пащенко и Вепров (который после
МАРАФОНА играл с
ГЕОМЕТРИЕЙ,
ТАЙНЫМ ГОЛОСОВАНИЕМ,
ВЫХОДОМ,
МИФАМИ,
ОПАСНЫМИ СОСЕДЯМИ и т. д.) в середине 90-х встретились в
АВТОМАТИЧЕСКИХ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЯХ Андрея Панова. Богданов вернулся на профсцену и играл в
САВОЯРАХ,
СТАТУСЕ и
CONTRAST BLUES BAND. Сальников, Александр Семенов и Мирчу бросили музыку, однако музыкантом стал сын последнего. Покинул сцену и Гордеев, который служит администратором в одном из питерских ресторанов. Записи
МАРАФОНА никогда не публиковались.
САВОЯРЫ (под этим названием с 1972-го по 1992-й годы выступала питерская рок-группа, ранее известная как КОЧЕВНИКИ) продолжали гастролировать, но почти не выступали в Питере (в силу чего для поколения Рок-клуба их музыка осталась terra incognita). Весной 1986-го Эдика Рейнгольда, который решил закончить с кочевой жизнью, сменил Александр Богданов (экс-
МАРАФОН,
ЛИРА,
ЦВЕТЫ НА СНЕГУ и т. д.).
САВОЯРЫ с
ЗЕМЛЯНАМИ гастролировали в Гомеле, когда по соседству грянул Чернобыль.
В июле 1987 года ушел в
БАЛЕРИНУ Евдомаха – его место занял Сергей Спиваков из распавшейся к тому времени
ЛИРЫ. Богданов тоже не задержался, и в январе 1988-го воссоединился со своими коллегами по
ЛИРЕ в
СТАТУСЕ.
В середине 1987-го
ЛИРА прекратила выступать, решив полностью изменить свой стиль и имидж. Семенов, Петров, Мичурин, Романовский и их старый товарищ Александр Богданов (экс-
САВОЯРЫ) в январе 1988-го вернулись к тяжелому року и собственным песням под именем
СТАТУС.
Сверкнувшая своим мелодичным хард-роком на излёте 80-х питерская группа с весьма подходившим ей названием
СТАТУС стала своего рода возвращением к рок-н-ролльным корням для участников ЛИРЫ, с середины 60-х и до начала 70-х одной из самых популярных рок-групп города, а позднее - одного из бесчисленных отечественных ВИА, колесивших по всей стране с подвергнутым жёсткой идеологической цензуре репертуаром.
Основатели СТАТУСА, Юрий Семёнов (р.20.12.49 в Ленинграде), бас, гитара, вокал, и Владимир Петров (р.10.06.50 в Ленинграде), гитара, клавишные, вокал, впервые встретились осенью 1965 в стенах музыкального училища им. М.П.Мусоргского, куда оба поступили по классу баяна. Взаимная приязнь и острый интерес к современной музыке быстро сделали их друзьями, из чего и выросла группа, получившая название
ЛИРА.
С 1966 по 1973 ЛИРА была заметным явлением на рок-сцене Питера, исполняя как классику западного бита и хард-рока, так и собственные песни (многие, наверняка, помнят их чуть наивную, но пронзительную балладу "Колокола"), участвовала в разнообразных конкурсах и фестивалях, добилась культового статуса, выступая на сцене легендарного "Молотка", не переставая играть, отслужила в армии, но в 1973, будучи вынужденной определяться с выбором профессии, пошла на работу в Ленконцерт, где спустя всего несколько лет идеологический пресс, гастрольная рутина, текучка кадров и невозможность исполнять свои песни превратили
ЛИРУ в типичный ВИА с почти неотличимым от других репертуаром.
Так продолжалось до середины 1987, когда, ощутив дуновение ветра свободы, отцы-основатели
ЛИРЫ Семёнов и Петров решили тряхнуть стариной и начать жизнь, как говорится, с чистого листа. Распустив
ЛИРУ, от которой в новую группу, получившую название
СТАТУС, вошли только певец Владимир Мичурин (р.18.07.52 в Ленинграде) и барабанщик Александр Романовский (р.28.09.54 в Ленинграде), они в конце того же года взялись за подготовку программы из собственных песен, ориентируясь на звучавший в репертуаре
ЛИРЫ ещё в подпольные времена хард и блюз-рок.
Мичурин дебютировал в рок-н-ролле осенью 1970 в организованной студентами Политеха группе
ПАДАЮЩИЕ ЗВЁЗДЫ, в 1976 перешёл в более популярный
ЛЕЛЬ, который через год влился в
КОЛОКОЛ, а тот, в свою очередь, в октябре 1978 стал очередным составом
ЛИРЫ. Романовский с середины 70-х играл на танцах в Ленинградской области, в 1977 стал участником филармонической
АРЕНЫ, позднее отметился ещё в нескольких группах (в том числе, в
РАДУГЕ), а в 1983 попал в
ЛИРУ.
Формирование
СТАТУСА завершилось, когда в его составе появился гитарист, певец и автор песен Александр Богданов (р.18.11.52 в Ленинграде), который был ветераном богатой на звучные имена пригородной рок-сцены Ломоносова и Нового Петегофа: он дебютировал в группе
ЦВЕТЫ НА СНЕГУ, которая позже сменила имя на ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ. В 1977 он на пару недель присоединился к
АПРЕЛЮ, потом был приглашён в ЛИРУ, откуда его забросило далеко на Север, где он провёл года четыре, выступая в
ДВИНСКИХ ГИТАРАХ и
КАЛЕЙДОСКОПЕ. С последним Богданов вернулся в Ломоносов. Потом были
МАРАФОН,
САВОЯРЫ, а осенью 1987-го его вторично пригласили в
ЛИРУ, которая вскоре превратился в
СТАТУС.
Юридически ещё оставаясь
ЛИРОЙ, они ушли из Ленконцерта под крыло новой хозрасчётной структуры, Творческого Музыкального Центра, которую только что организовал композитор Стас Пучков, пытаясь осовременить архаичный и неповоротливый механизм государственной концертной практики.
Дебют новой группы состоялся 4 января 1988-го в Морском соборе Кронштадта и был встречен публикой с энтузиазмом - тяжёлый рок во всех его проявлениях был на пике популярности, толпы металлистов бродили по всей стране словно стада бизонов по прериям Дикого Запада, а сцену стремительно заполняли суровые мужчины с длинными волосами, в коже и заклёпках - своим примером
СТАТУС подтвердил, что вернуться в рок-н-ролл можно не только на волне ностальгии.
В мае 1988-го группа была официально переименована в
СТАТУС (год спустя никаких разрешений на это уже не потребовалось бы) и начала выезжать на гастроли по стране, всюду встречая тёплый приём.
В июле 1988-го известный телережиссёр Борис Деденёв снял клип на песню
СТАТУСА "Нарисованный человек" (музыка Андрея Косинского) - по сегодняшним меркам наивный, но довольно изобретательный в своей идее (особенно, если учесть, что никаких компьютерных технологий на тот момент не было и в помине).
Первой по настоящему значительной акцией, в которой довелось участвовать
СТАТУСУ, стал рок-фестиваль "Ритмы Юрмалы" под Ригой, собравший весьма пёстрый набор исполнителей: от, действительно, рок-групп до откровенной эстрады и мимикрирующей под рок попсы.
СТАТУС выступил на фестивале 19 августа 1988-го и увёз в Питер приз зрительских симпатий - учитывая, что Латвия в то время переживала бурный расцвет националистических настроений, это было показателем настоящего признания.
Как и ЛИРА самодеятельного периода,
СТАТУС с самого начала сделал акцент на собственный материал: как правило, Семёнов и Богданов сочиняли музыку (Богданов к тому же делал и основные аранжировки), а Петров - тексты. К осени 1988-го у них набралось достаточно новых песен для дебютного альбома. Он появился на свет в сентябре на Студии Дворца Молодёжи (звукорежиссёры Александр Казбеков и Сергей Елистратов) и назывался - по одной из песен - "На абордаж!"
По итогам 1988-го, подводимым питерской молодёжной газетой "Смена",
СТАТУС занял 5-е место в разделе "хард-энд-хэви". Как ни парадоксально, на тот момент в Питере группу знали гораздо хуже, нежели за его пределами, ибо большую часть времени она проводила в долгих и утомительных разъездах по стране. Так прошёл ещё год.
Летом 1989-го
СТАТУС вернулся в студию: теперь это была респектабельная и богато оснащённая "Мелодия", где один из самых известных звукорежиссёров страны, певец и автор песен Юрий Морозов записал их альбом "Исповедь". В качестве жеста благодарности
СТАТУС включил в свой альбом песню Морозова "Баллада о предательстве" в аранжировке Саши Богданова.
Если в конце 80-х по всей стране наблюдался бум рока, то с приходом 90-х ситуация сменила знак на противоположный: в топе были фонограммные певцы и певицы для самого невзыскательного вкуса, страну наводнили однодневки и двойники - бесконечные ласковые маи и миражи, несть им числа. Группам, которые честно выдавали своим слушателям живой звук, для чего возили за собой трейлеры с аппаратурой, выживать было всё труднее - будь то звёзды масштаба DDT или профессионалы класса
СТАТУСА.
Летом 1990-го внимание на группу обратила промоутерская компания из Франции, которая захотела вывезти в Европу
СТАТУС, а также
АВГУСТ,
ПИКНИК и ряд других технически сильных групп. Увы, этот план погряз в бюрократических проволочках и согласованиях с продажными российскими чиновниками, и так и не был реализован.
СТАТУС продолжал гастролировать, но экономическая ситуация в стране месяц от месяца делала это всё более бессмысленным, гонорары тихо растворялись в руках хитроумных комбинаторов от шоу-бизнеса, а его аудитория неуклонно редела, поэтому, дав 3 декабря 1991-го свой последний концерт,
СТАТУС принял печальное решение расстаться. "Думаю, мы в самом начале немного запоздали и не смогли, как сейчас говорят, раскрутиться до того, как всё рухнуло, - размышлял об этом событии пятнадцать лет спустя Саша Богданов, - пойди всё немного иначе, мы, возможно, играли бы до сих пор."
На следующий год Юра Семёнов записал на студии Эдиты Пьехи свой первый соло-альбом "Я сказал тебе это для мыслей твоих и для слов" (его название он взял из стихотворения Поля Элюара), участие в котором приняли Володя Петров и ряд других музыкантов, а ручки за пультом в отдельных номерах крутили Пётр Жуков (экс-
АРГОНАВТЫ), Андрей Ардентов (экс-
АРС), Валентин Рындин и Игорь Антонов.
В конце того же года Петров и Богданов вновь встретились в рядах группы, которая впоследствие взяла имя
КОНТРАСТ, а c 2000 известна под названием
CONTRAST BLUES BAND. Мичурин занялся концертным светом. Романовский ушёл в полиграфический бизнес. Семёнов в 90-х занимался книжной торговлей, а потом пел в Александро-Невской Лавре. В 2004 он начал работу сразу над тремя альбомами нового материала.
Петров и Богданов в
CONTRAST BLUES BAND до сих пор (апрель 2016-го), и играют музыку своей юности.
Андрей Бурлака - Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде - Петербурге. 1965-2005. «Амфора», 2007.