Весьма любопытная и в чём-то даже уникальная для отечественной поп-сцены второй половины 80-х попытка соединить традиции послевоенных вокальных ансамблей и джазового крунинга эпохи биг-бэндов с эстетикой новой волны и эстрадных сатирических куплетов, трио
Фэн-О-Мэн появилось на свет после того, как
Валерий Сюткин, певец и отчасти лицо катившихся под откос, но пытавшихся вернуть успех
Зодчих, решил покинул группу.
В новом проекте, который взял старт в конце 1988, компанию ему составили поэт, автор песен и телеведущий
Сергей Миров (начинавший в студенческом
Городе и успевший обеспечить текстами многих столичных артистов, включая тех же
Зодчих) и
Евгений Яковлев. Эксцентричный образ группы строился на контрасте худощавого, подвижного стиляги
Сюткина и двух его более, чем солидных партнёров.
Закадровым участником группы был клавишник, аранжировщик и звукорежиссёр
Иван Евдокимов. Он сочинил большую часть музыки, тогда как
Миров и
Сюткин отвечали за тексты. Если
Зодчие делали акцент на социальную сатиру, то
Фэн-О-Мэн отчасти продолжил линию сюткинского
Телефона начала 80-х и, скорее, шутил на бытовые темы, чем вышучивал врагов Перестройки. В начале 1989 на студии московского Дворца молодёжи был записан их дебютный альбом "Икра зернистая". Большую часть вокальных партий напел сам
Сюткин, а всем инструменталом занимался
Евдокимов с помощью
Сергея Рылеева. За пультом находился
Игорь Замараев.
Идею выступать в сопровождении джазового оркестра им подсказали записи певцов типа
Кэба Кэллуэя и
Фрэнка Синатры - на Западе эта ностальгическая мода тоже возвращалась. Найти подходящий оркестр в Москве не удалось, но поиски увенчались успехом в Питере, где
Фэн-О-Мэн поддержал театр-студия "Бенефис", созданный
Михаилом Боярским и
Александром Розенбаумом. Там уже работал оркестр
Диапазон под управлением саксофониста
Александра Драчёва: он выступал в одной программе с
Боярским и группой
Секрет.
Целый год
Фэн-О-Мэн гастролировал в сопровождении
Диапазона - публика их принимала неплохо, однако, обрушившиеся на страну экономические проблемы сделали концерты нерентабельными, и от них пришлось отказаться. Несколько месяцев трио по контракту выступало в Голландии, а когда срок договора истёк, вернулось домой, где его дела пришли в упадок.
Фирма "Мелодия", проявив известную оперативность, издала "Икру зернистую" (с изображением оной на обложке) пластинкой, но этот факт стал разве что моральной поддержкой. История трио закончилась в августе 1990, когда
Женя Хавтан пригласил
Сюткина занять место вокалиста в
Браво (где до него пели только девушки,
Жанна Агузарова и
Ирина Епифанова).
Валерий пел с
Браво пять лет, отметился на трёх их студийных альбомах и приобрёл колоссальную популярность, что помогло ему начать сольную карьеру в мае 1995.
Сюткин продолжает работать на сцене и в студии. Ему аккомпанирует группа
Сюткин & Co, директором которой является
Евгений Яковлев.
Сергей Миров по окончании сценической карьеры вернулся за кулисы телевидения, создавал новые программы, снимал клипы, сочинял тексты и занимался журналистикой. Альбом трио с тех пор не переиздавался.
Андрей Бурлака http://www.rock-n-roll.ru/