Язык: Русский Формат: FB2 Качество: Изначально компьютерное (eBook) Интерактивное оглавление: Да
Описание: В антологию, впервые в России представляющую жанр короткого рассказа, близкого к миниатюре, включены тексты почти ста отечественных прозаиков, написанные во второй половине XX века. Среди авторов — известные мастера прозы «магического реализма»: А. Битов, В. Голявкин, Л. Петрушевская, Г. Сапгир, а также успешно работающие в этом жанре писатели молодого поколения. Многие тексты публикуются впервые. Антология снабжена справочным материалом и предназначена как специалистам, так и самым широким кругам читателей. .
<div style="margin-left: 2em" class="post-ul">А. Битов. О вдохе и выходе, входе и выдохе</div> ФЕДОР АБРАМОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Кошка-самоубийца</div> АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Фантазмы» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Евсеев и звезда Эти ласковые имена Липков и календарь любви Передреев и война
ВЛАДИМИР АРИСТОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Книга, читающая нас Велосипедный мираж Несмываемое пятно Отдаленные последствия</div> ИВАН АХМЕТЬЕВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Удачный ответ «Кто же виноват?..»</div> НИКОЛАЙ БАЙТОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Различие Геройство Мясо Велосипед Узел Подготовленная вода Георгий Владимирович</div> ГЕОРГИЙ БАЛЛ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Не надо грустить, прошу вас Диссертация Путешествие Новая звезда Хромота Часы Дом Дом из дождя Вверх — за тишиной Белая яхта Кукольная жизнь Дырка в небе Лужа Я с тобой, Джо Танцовщик Бесконечность</div> ВИЛЕН БАРСКИЙ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Река Что-то твердое Угловой дом Змей Horror opera Портрет и лицо МД</div> ЛЕОНИД БАХНОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из жизни цифр</div> ИГОРЬ БАХТЕРЕВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Притча о недостойном соседе</div> ВЛАДИМИР БЕЛИКОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Кошкин дом Вопросы без ответов</div> АНДРЕЙ БИТОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Люди, которые...» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Голубая кровь Любители Такие дела Китайцы Черный день Кощей Бессмертный Однокашники Разводы Воспоминание о бочке</div> Из моей замечательной корзины <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Чернильница (Из рассказа «Бездельник», черновой вариант)</div> Из цикла «Пипифакс» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Холостяк Триумф яйца Пять сотых</div> </div> ИВАН БУРКИН <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Ночная песня о Нью-Йорке Каприччо Драка иероглифов Письмо Знакам препинания Зеленый Гоголь, или Страшная месть Подбородок Плюшкина Казанова, которого вы не знаете Что сказать о розах? Я против зеркала</div> СВЕТЛАНА ВАСИЛЕНКО <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Тополь, дочь тополя Песнь песней Крот и яйцо</div> МАРИНА ВИШНЕВЕЦКАЯ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Крот и яйцо Слон и Пеночка День рождения Это самое</div> НИНА ГАБРИЭЛЯН <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Без названия Сквозняк Что могут короли? Озеро Радостные и разноцветные</div> АНАТОЛИЙ ГАВРИЛОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Роза Тан и Чвень Учения Старуха и дурачок Лезгинка</div> АРКАДИЙ ГАВРИЛОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Примерка</div> <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Другая действительность» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Щука в собачьей шкуре Философ Большой театр Кошка со сковородкой В городе-музее В партизанах Галоши Осватенго Памятник В конце войны Ключ Пассажиры В доме портного Аяччо Уличный инцидент Лягушки и ноги География Телеграмма Дисциплина и нервы Дело о наследстве Случай в Бракемонтском замке В то утро О времени и о себе Камушки</div> </div> НИКОЛАЙ ГЛАЗКОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из похождений великого гуманиста «В славном городе Баку...»</div> ВИКТОР ГОЛЯВКИН <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из Невы в Неву Пристани Мальчика поймали Книга отзывов Привет вам, птицы! Это было вчера Визит Спокойной ночи Мандарины Мы беспокоимся за папу в 2000 году Пятнадцать третьих Утро Гвоздь в столе Пуговица (Мой дядя) Любой человек в любом деле устанет Фу-ты... фу-ты А это видишь? Будет суп Петлянье Каково Я зашел бы к вам Юбилейная речь Пятно на стене Молодцы</div> ОЛЕГ ГРИГОРЬЕВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Стаканы Получил в нос Лестница Стекло Кровать</div> ВИКТОР ЕРОФЕЕВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Тело Анны, или Конец русского авангарда</div> АЛЕКСАНДР ЖИТИНСКИЙ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Седьмое измерение» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Искушение Дом Капли Дерево Катастрофа Таксист Собака Девочка Пешеход Лентяй Очки Серьга</div> </div> ИГОРЬ ЖУКОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Мемориал А.И. Свидригайлова» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Дисциплина Нападение Ловушка Любимое место Встреча Отказ Сражение Рассуждение о круглых пирогах</div> </div> ЕВГЕНИЙ ЗВЯГИН <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Блуждающие огни» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Без названия Блуждающие огни Внутри</div> </div> ВАЛЕРИЙ ЗЕМСКИХ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Надписи на бутылках» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Aerosolum «Cametonum»</div> </div> ОЛЬГА ИЛЬНИЦКАЯ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Счастье Ящеркин хвост Любить свою рыбу</div> АРТУР КАНГИН <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Наполеон против Кутузова Петр I и Меншиков (История знакомства)</div> ПЕТР КАПКИН <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Великий и могучий</div> ЕЛЕНА КАЦЮБА <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Цветные шахматы</div> ИГОРЬ КЕЦЕЛЬМАН <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Солнце Мыши и цветы Чудища и чудовища На озере Сынок</div> <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Миниатюры» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">«Воротник — зверек, вокруг шеи обернувшийся...» «Пламя на ветру...»</div> Из цикла «Картинки» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">За речкой «Горит костер...» Дед Мороз</div> </div> ЮЛИЯ КИСИНА <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Теофиль Русский лес</div> ИГОРЬ КЛЕХ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">История Марка Чапмэна, или О кеплеровских траекториях книг Казнь четы Чаушеску</div> ЮРИЙ КОВАЛЬ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Чайник Ножевик</div> ВАДИМ КОЗОВОЙ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Прочь от холма» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Спешно требуется конец Зримая жизнь Очень просто Дубовое сердце</div> Из цикла «Ночные приметы» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">«Трое диадохов...» «Идет мальчик...»</div> Из цикла «Поименное» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Новогоднее Вступление Вредительство Стариковское Нервы Блудный сын Тайное Времена изменились Котел События Одиночество Характеры Весна</div> </div> БОРИС КОЛЫМАГИН <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">«Ах, и не надо об этом...» «Узкое окно — старый немецкий дом...»</div> ЛЕОНИД КОСТЮКОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Три способа имитации мистических способностей Автоответчик Случай с Васильевым</div> ЕВГЕНИЙ КРОПИВНИЦКИЙ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Это есть Кладбищенский эпизод</div> АНАТОЛИЙ КУДРЯВИЦКИЙ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Окна для полета» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Последний субботник Небесная живопись Новое платье Кот по имени Мои Неприятности Сегодня Двухвостка Душа Умение танцевать Плохая примета Особый дар Конец второй серии</div> Из цикла «Криптомерон, или Калейдоскоп историй» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Город без происшествий Счастье Уже и еще Прогулка Кое-что о тебе Вышестоящая инстанция Укрощение апельсинов Человек-волк Рыбья почта Дары природы Пабако Праматерь всех библиотек</div> </div> НАТАЛИЯ КУЗЬМИНА <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Полет Любовь на фоне семейного интерьера О лягушках</div> ВЯЧЕСЛАВ КУПРИЯНОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Узоры на бамбуковой циновке» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">«Однажды, когда Солнце уже клонилось...» «Некто по имени Го...» Чудо меча «Некто Вань...» «Когда жена Уй Юя родила...» «Летописец Пи Эр писал, что идиоты жили...» «Летописец Пи Эр писал, что в идиотском болоте...» «Император Ши Шу издал указ...» «Начальником заставы Уй Чу был некий Чи Чень...» «Подъезжая к незнакомому городу...»</div> </div> ЮРИЙ КУРАНОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Острова в пространстве» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Чемодан Пружина Розы «Включили красный свет...»</div> </div> ИВАН МАКАРОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Царство диких</div> АЛЕКСАНДР МАКАРОВ-КРОТКОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Учения Отметина</div> ЮРИЙ МАМЛЕЕВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Куриная трагедия Пальба Макромир</div> ВЛАДИМИР МАРАМЗИН <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Мир детский Разговоры Мечта В штанах и без штанов</div> ДАН МАРКОВИЧ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Махнуть хвостом» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Страшно Куда идти Что могу Может, дикий? Бедоносец Тараканий бог Программа Снова удрал Где мое пальто?</div> Из цикла «Трамвай — мое ощущение» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Сила Попадать в девятку</div> Из цикла «Мир велик» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Встреча На своих местах Посмотрим Доктор, муха!</div> </div> АЛЕКСЕЙ МАСЛОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Все цветы земли Распятия</div> МИХАИЛ МИРОНОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Ursa Major Нечаянная Радость Пауза</div> АЛЕКСЕЙ МИХЕЕВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «А. и Б. сидели на трубе» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Экскурсия Бомба Вагон</div> </div> АНДРЕЙ МОНАСТЫРСКИЙ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">На пляже</div> ВАЛЕРИЯ НАРБИКОВА <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Они Существа Часы Снегурочка</div> РЫ НИКОНОВА-ТАРШИС <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Кое-какая сказка Разбитое сердце Кот и Кат</div> <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Мягкие лейские сны» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Пятый угол Бревно</div> </div> М. НИЛИН <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Прежние времена» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Телеграмма Кукла Плодовоягодное</div> </div> МИХАИЛ НОВИКОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Дефект Лома</div> ИРИНА НОВИКОВА <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Поезд Карусели Сказка о Великане Качели</div> ВЛАДИСЛАВ ОТРОШЕНКО <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Двор прадеда Гриши» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Шельмы гадские Дурак Сокровища Видение Кикимора Тот свет</div> </div> ВАЛЕНТИНА ПАХОМОВА <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Взгляд Приятное превращение Манекен Сундук</div> ВИКТОР ПЕЛЕВИН <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Встроенный напоминатель</div> ЕВГЕНИЙ ПЕРЕМЫШЛЕВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Моя жизнь в трубе и в барабане</div> ЛЮДМИЛА ПЕТРУШЕВСКАЯ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «В садах других возможностей» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Бог Посейдон</div> Из цикла «Песни восточных славян» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Случай в Сокольниках Жена</div> Из цикла «Дикие животные сказки» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">В дороге Визит дамы Семейная сцена Козел Толик Репетиция хора Иностранка Ро Снимается кино Ота доя Где ты</div> </div> КОНСТАНТИН ПОБЕДИН <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Харьковская прописка» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Свеча и все остальные свечи Шары Способ и правила Один раз в жизни Красные латыши Охота пуще неволи Вещий сон, или Кажется, началось! Мой или свой Правда жизни Бог или Америка</div> Из цикла «Поэмы эпохи отмены рабства» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Люди и волки Человек-бык Жертва культа личности Волосы</div> </div> РАДА ПОЛИЩУК <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Два разговора» Письмо из города Ю</div> ВАЛЕРИЙ ПОПОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Случай на молочном заводе</div> ЕВГЕНИЙ ПОПОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Стая лебедей, летевшая по направлению к Египту Феномен</div> ВЯЧЕСЛАВ ПЬЕЦУХ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Я и прочее» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Я и перестройка</div> Из цикла «Чехов с нами» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Колдунья Д. Б. С.</div> </div> АРКАДИЙ РОВНЕР <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Лестница Лунный камень Пузыри земли</div> ФЕЛИКС РОЗИНЕР <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Чимса Семинар Полутьма</div> ВАЛЕРИЙ РОНЬШИН <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Здравствуйте, господин Хармс» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Как Наталья Николаевна съела поэта Пушкина Как летчик Потапов разбомбил Санкт-Петербург Кладбищенский могильщик Федор и его больная жена Настя Как я стал мухой Дурак Емелин Мечтатель Заборов Ведьма Анна</div> </div> НИНА САДУР <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Иголка любви Блеснуло Две невесты Злые девушки</div> ГЕНРИХ САПГИР <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Рыба» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Три пары Очернитель Рыба Кукла</div> Из цикла «Сонипраскубинимахинияха» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Маркер Вика Крики Боли Шмард Гуга упругий Жужукины дети Евразий</div> Из цикла «Воображаемая книга» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Отражения Магнит Война кубов и шаров Электрический зверек Состязание</div> Из цикла «Короткие рассказы—96» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Наблюдатели Нищий Армия Z Сон</div> Из цикла «Очень короткие рассказы» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">«Он всегда обходил ее в коридоре...» Грабеж Цирковая история</div> </div> АЛЕКСАНДР СЕЛИН <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Бумеранг Снайпер</div> ЮЛИАН СЕЛЮ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">«Бывает, что родной голос...»</div> АНДРЕЙ СЕРГЕЕВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Деньги Бревно Указ Президиума Верховного Совета об упорядочении Американский лифт Гостеприимная Балтика Прежде и теперь Эстонская сказка Бетховен Соб. инф. Картина Якир Обоснование мысли Николай Второй Секреторная Машков Гитлер Кузнец Игнотас Кузьма-обожаемец</div> ПОЛИНА СЛУЦКИНА <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Сказка о златорунной овце и умирающем льве Апельсины Оборотни</div> МИХАИЛ СОКОВНИН <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Листы из книги Вариус <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Маневровый паровоз Сказка о трех женихах, рассказанная бабушкой Варварой Мариусовной «Их ушло из города...» Ладило Что едят люди Трудный выбор Людоеды Супротив Примерный недуг «И к чему бы это курице сегодня...» Проницательная стена Руки Щель Вариус и врач Каламбур Вариус и цветок Троллейбус «Ему казалось...» Термометр</div> </div> ВАЦЛАВ СТУКАС <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Попугай Закавыка Перемены</div> АНДРЕЙ ТАТ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Настроения, наблюдения, вымыслы, размышления, ситуации» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">«Один ученый филолог...» «Говорят, в селе Коломенском...»</div> Из цикла «В нашем подернутом ряской пруду» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Курочка Ряба Колобок</div> </div> ЕЛЕНА ТВЕРДИСЛОВА <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">За чертой</div> ВЛАДИМИР ТУЧКОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Воспоминания о полевых сборах 1970 года Река Поляна Осень Симбиотик Хорошие люди Ветреный пейзаж с водолазом Судьба потомка в отсутствие черноземья Джамп Русское поле Экипаж атомной подводной лодки</div> АЛЕКСАНДР УЛАНОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">«Время движется...» «Она не любит тараканов...» «Да, ковер-самолет...» «Между домов...»</div> АЛЕКСАНДР ФЕДУЛОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Голова Сказынька</div> НАТАЛЬЯ ФОКИНА <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Калитка в небеса</div> ИГОРЬ ХОЛИН <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Гипсовая скамейка Рукопожатие Корыто Последнее средство Звучная фамилия Мешок с чертями Перестановка штатов Забронзовевший Зазуля Запретная зона Претензия Капуста</div> <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Иерусалимские пересказы» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Кувшин О вине Говорящий осел</div> </div> РОЗА ХУСНУТДИНОВА <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Пригороды» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Солдат Козел Я и Диана Пожар Апельсин Игра в прятки в однокомнатной квартире</div> Из цикла «Сказки, притчи, миниатюры» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Ветер Гусеница Две рыбки По снегу к проруби Красный шарф Трамвай Вещи Рассказ советского полярника Путешественник Точка Шкаф Как прекрасно светит сегодня луна Взгляд Прыгающая жена Ветка Без лестницы Заяц-путешественник</div> </div> ГЕННАДИЙ ЦЫФЕРОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Прости, пожалуйста Две истории</div> <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Каштан» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Старенький мост Белая лошадь Золотое перышко Любви хочется</div> Маленькие сказки <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Великанские лапы Кедры Музыкант Поросенок Пароход Лягушонок Подъемный кран Петушиные шпоры Наивная, совсем наивная притча</div> </div> СЕРГЕЙ ШАРШУН <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Клапаны» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Разочарование Тень и тело Улучшение расы Песня во сне 14.6.1964</div> </div> АЛЕКСАНДР ШАРЫПОВ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">В раю Стулья</div> ЕВГЕНИЙ ШКЛОВСКИЙ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Шар Бабель в Париже В третьем поколении Ворона</div> АСЯ ШНЕЙДЕРМАН <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Валя-Валентина</div> ВАЛЕРИЙ ШУБИНСКИЙ <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Встреча X</div> ЛАРИСА ШУЛЬМАН <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Любовь Глафиры и Афанасия Закрытое учреждение Побег Сон Петра Ивановича</div> ЭДУАРД ШУЛЬМАН <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Интермедия, или Сила тяжести Вечерний концерт Наш календарь</div> <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из цикла «Как сейчас помню» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Стена Портрет</div> </div> ТАТЬЯНА ЩЕРБИНА <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Из книги «Новый Пантеон» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Гениальное дерево Сахарный город</div> Из книги «Натюрморт с превращениями» <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">Баллада о нарциссизме и человечности Белая ворона</div> </div> От составителя</div> </div>
Краткость — сестра таланта•ЖУЖУКИНЫ ДЕТИ, ИЛИ ПРИТЧА О НЕДОСТОЙНОМ СОСЕДЕ. Антология короткого рассказа. М., “Новое литературное обозрение”, 2000.• . . . Зададимся вопросом: зачем вообще собираются антологии? С какой целью десятки авторов укладываются в многоместные “братские могилы”, когда с трудом отличаешь одного покойного от другого? Ответов может быть много: чтобы поставить вешку над сочинениями определенного жанра, чтобы предать гласности творчество какого-то круга, чтобы соответствовать эпохе наконец. Магическое число “2000” провоцирует подводить итоги, составлять энциклопедии и списки живых и мертвых классиков (вспомним грандиозные проекты: “Строфы века”, “Самиздат века” etc.). При этом, правда, творчество отдельно взятого автора редуцируется до короткой подборки, а то и вовсе единственного текста, так что “лица необщее выраженье” зачастую распознаешь с трудом. . . . И все-таки: если антологии собирают, значит, это кому-нибудь нужно. Может быть, более других это относится к вышеупомянутой антологии короткого рассказа: жанр насколько расхожий (кто из литераторов не баловался подобным сочинительством?), настолько же и маловостребованный на журнально-книжном рынке. Вроде как не очень солидный жанр, особенно если автор обращается к нему время от времени, а не пишет миниатюры всю жизнь и не имеет соответственно ПСС таких текстов. Между тем в предисловии Андрей Битов пишет: “Краткость, как известно, в родстве с талантом. Может, даже и не сестра его, а мать. Сказать как можно короче, выразив и не утратив, а даже приумножив, и есть искусство прозы. В этом смысле “Война и мир” — тоже короткий рассказ”. Последняя фраза, конечно, метафора: далее Битов говорит, что в русской классике за исключением тургеневских “Стихотворений в прозе” и опытов Толстого для детей мы не найдем образчиков короткого рассказа. Только в ХХ веке он расцвел пышным цветом, заколосился десятками сортов (стилей?) и стал заполнять ящики столов и разгонять скуку литераторских посиделок. А в конце века в сей костер плеснули еще бензинчика, а именно: в нашу жизнь вошел его величество Интернет. А жанр короткой эпистолы (рассказика, анекдота, миниатюры, страшилки etc.) в Сети, как известно, наиболее востребован. . . . Словом, выбирать составителю Анатолию Кудрявицкому было из чего. Как он признается: “Тексты лавиной обрушились на составителя... В нашем распоряжении было гораздо больше заслуживающих внимания рассказов, чем могла бы вместить эта книга”. Поэтому пришлось ограничиться только второй половиной ХХ века; а еще — отбросить реалистические рассказы и фельетоны в жанре злободневной сатиры, собрав под одну обложку лишь представителей “магического реализма”. Что понимать под этим термином? Ответ дает французский критик Эдмон Жалу, который цитируется в послесловии от составителя: “Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического — тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям”. Остранение, абсурд, намеренный анахронизм, смешение сна и реальности — вот далеко не полный список приемов, которые используют подобные авторы. Вообще-то приемы знакомые, почти привычные, и в нашем случае уместно рассмотреть: насколько интересно воссоздают помещенные в увесистый том авторы ту самую магическую реальность? . . . При беглом чтении тома возникает интересный эффект: на чем-то хочется остановится, а что-то (после прочтения одного текста из подборки) — пролистать. Возможно, это обычный “антологический синдром”: вкусы конкретного читателя не столь широки, чтобы откликнуться на произведения без малого сотни авторов. Кто любит, как говорится, попа, кто — попадью... Тем не менее хочется вспомнить Уильяма Фолкнера — мировой классик, как все знают, за сочинением миниатюр замечен не был, и не случайно. В его иерархии литературной трудности на первом месте стоит написание лирического стихотворения, на втором — короткого рассказа. Роман же, по признанию Фолкнера,— жанр многословный, громоздкий, “резиновый” и потому к трудным не относится. Не будем обсуждать, насколько легко написать роман (вспомним Битова: хороший роман — тоже в определенном смысле миниатюра), но вот полноценный, емкий и парадоксальный короткий рассказ написать действительно трудно. . . . К сожалению, часть текстов антологии эти трудности обходит. Критерию заявленного “магизма” они, допустим, соответствуют, однако и остранение может не удивлять, и абсурд казаться вымученным, и сновидения с явью можно мешать волюнтаристски, благо живем в постфрейдовскую эпоху. Поэтому рискнем привлечь другие критерии: сходную со стихотворной “тесноту ряда”, к примеру. Словам тесно — мыслям просторно, иначе говоря, предельная концентрация смысла. Или парадоксальность, неожиданность, поскольку реальность противоречива и вскрывать эту противоречивость и удивлять читателя — прямая обязанность художника. В общем, задачи тут те же, что и в любом другом тексте (опять почему-то вспоминается Фолкнер: “Я стремлюсь в своих произведениях уместить мир на кончике булавочной головки”). Но если в новелле или повести, имея навыки, еще можно развесить “стреляющие ружья”, расставить “рояли в кустах” и в итоге — добиться поставленной цели, то в пространстве миниатюры сделать это намного сложнее. . . . К чести составителя, однако, надо сказать: читаешь тут больше, нежели пролистываешь. Собранные под одну обложку тексты представляют богатейшую, как выясняется, традицию, в которой уже существуют школы, течения, ну и, конечно, свои признанные классики. Дойдя до подборки Генриха Сапгира, например, с первой же притчи увлекаешься и не останавливаешься до конца. Почему Жизнь женится на Смерти, как жили-были Крики Боли и кто такие вынесенные в название Жужукины дети — рассказано кратко, мудро и с неподражаемым сапгировским юмором. А единственный рассказ Игоря Бахтерева “Притча о недостойном соседе” символически представляет тут всю стилистику обэриутов, оживляя великие тени мастеров этого жанра. . . . По мнению составителя, именно группа ОБЭРИУ дала начало петербургской сатирико-абсурдистской школе короткого рассказа. К ней относятся, например, Валерий Попов, Виктор Голявкин, Олег Григорьев, которые не повторяют, разумеется, предшественников, а развивают направление каждый в своем ключе. Московская школа магического реализма складывалась не так быстро, ее авторам пришлось работать в одиночестве, в ситуации “глухоты паучьей”, когда публикации фактически отсутствовали. Тем не менее с конца 60-х годов такие авторы, как Евгений Кропивницкий, Георгий Балл, Роза Хуснутдинова, Михаил Соковнин и другие, активно осваивали жанр, результаты же освоения мы видим в антологии (многие тексты, к слову сказать, публикуются впервые). Позже в этом же направлении стали работать Юрий Мамлеев и Людмила Петрушевская, Дан Маркович и Константин Победин, Нина Габриэлян и Алексей Андреев. Что, спросите, общего у жесткого метафизика Мамлеева и, к примеру, у лирика Нины Габриэлян? Анатолий Кудрявицкий считает: все они представляют лирико-импрессионистическое направление в миниатюре, что вообще-то не бесспорно. И у Мамлеева, и у Андреева, и у Петрушевской мы обнаружим предостаточно сатирико-абсурдизма, но — спорить не станем. В конце концов собирателю и составителю требуются какие-то классификационные принципы, тем более что в послесловии приводится цитата из М. Бахтина: “Циклы можно создавать, но вообще каждая вещь сама себе довлеет — она сама по себе ценна”. Точно так же можно создавать школы и авторские обоймы — все равно каждый автор будет “довлеть самому себе”. . . . Знакомясь с книгой, начинаешь различать: кто считает писание в таком роде, можно сказать, делом жизни и единственно возможной стилистикой, а кто лишь совершил десант на остров короткого рассказа, чтобы вскоре вернуться на материк больших форм. У одного автора видишь преобладание реалий прошлого, у других, помоложе, в тексты врывается современность. . . . Так что, думается, данная антология — вовсе не “братская могила”. Скорее уж — с толком оформленный музей, по залам которого довольно интересно ходить. . <div style="margin-left: 2em" class="post-ul">. . . Михаил СКВОРЦОВ
</div>
Внимание! AdBlock блокирует показ скриншотов, все вопросы к разработчикам )))