"Когда у вас есть мать и отец, вы остаетесь молодым. Но, когда вы теряете одного из них, вы осознаете, что вы уже не молоды. Вы становитесь сами по себе. Вы должны взять на себя ответственность. Это важно. Мой отец сделал для меня много важных вещей. И он был моим другом. Мы говорили обо всем на свете. Он помог мне в моей жизни. Когда он умирал, что я мог сделать? И это было для меня ужасно."
Однако в деревне Salif оставался изгоем. Он был хорошим учеником и хотел стать учителем, но его посчитали непригодный из-за зрения. Тогда он решил стать музыкантом, что противоречило всем сословным табу малийского общества. Salif сбежал прочь из семьи в столицу, где спал на рынке и зарабатывал на жизнь игрой на гитаре в ночных барах и на улице.
"Моя семья не хотела, чтобы я занимался музыкой. Они хотели, чтобы я занялся чем-нибудь 'респектабельным', например, бизнесом."
Его голос уже тогда производил сильное впечатление на тех, кому доводилось его услышать. Однажды он попался на глаза Tidiane Koné, саксофонисту популярного оркестра The Super Rail Band. Вскоре Salif стал их певцом - то был 1970. Это спонсируемое правительством об'единение c шикарным полным названием - The Super Rail Band du Buffet Hotel de la Gare De Bamako !! - процветает и по сей день, выступая в Европе и Западной Африке.
В конце 60х - начале 70х не только в Мали, но и повсюду в Западной Африке, основу популярной музыки составляли кубинские ритмы. Музыканты даже пели на испанском, имитируя Celia Cruz, Johnny Pacheco, Ray Barreto и других, при этом не понимая, о чем поют. Электрогитары, барабанные установки и духовые безоговорочно стали необходимой частью состава. После завоевания независимости в 1960 малийское правительство стимулировало группы вводить малийский фольклор в популярную в те дни румбу. Salif доказал огромное преимущество этого подхода, осуществив его в Rail Band. Не будучи griot, он самостоятельно учился пению со сдерживаемой страстью певцов хвалы. Для этого Salif уходил в высушенные поля вокруг своей деревни, практикуя глубинный крик, которым его в юности поразили griots «с горлом-как горны». Тогда же Salif открыл для себя американские голоса - Stevie Wonder, Ray Charles, Tina Turner.
"Манера (американцев) петь прямо в микрофон создавала потрясающй эффект присутствия на сцене. Это многому меня научило."
В 1973 Salif вместе с гвинейcким гитаристом Kante 'Diessou' Manfilla оставил Rail Band и присоединился к Les Ambassadeurs. Группа называлась так потому, что в ней были музыканты из разных стран Африки - Мали, Сенегала и Нигера - и они играли «интернациональную музыку», в основном, для иностранных туристов и бизнесменов. В поисках места более благоприятного экспериментам, в 1978 они перебрались в Абиджан, урбанистическую столицу Берега Слоновой Кости, где стали называться Les Ambassadeurs Internationales. Там Salif сочинил песню, которая возвела его в ранг звезды, "Mandjou". Это знойный, перегруженый 10-минутный трек прославлял людей Manding и, в частности, гвинейского диктатора Ahmed Sekou Toure, - не за его мощь или политику, а за поддержку культуры Manding и общины музыкантов (Salif Keita был лично благодарен ему за то, что тот наградил его Национальным Орденом Гвинеи в 1977). Песня по сей день остается визитной карточкой музыканта.
После участия в Angouleme Festival в 1984 Salif Keita решил остаться в Париже и начать сольную карьеру. Он поселился в пригороде Montreuil, где уже жили наряду 15 тысячами малийских иммигрантов такие звезды, как Mory Kanté, Toure Kunda, Tabu Ley Rochereau, Papa Wemba, Manu Dibango...
"Африканская община во Франции действительно большая. Но жизнь там диктует бизнес. Время от времени мы делаем что-то полезное вместе, вроде Tam Tam pour Ethiopie. Но кроме этого, мы никогда не встречаемся вместе. Все остальное - только бизнес. И для меня это большая проблема. Мы подписываем контракты с разными компаниями и они предпочитают все держать строго в рамках бизнеса. И это не помогает людям."
В 1987 вместе с лучшим продюсером Западной Африки Ibrahim Sylla они создали первый кроссовер альбом Soro, который установил новый стандарт для афро-попа и узаконил место африканской музыки в прогрессивном роке - как музыки для слушания, не только для танцев. Записанный в 48-дорожечной студии с электронными барабанами и синтезаторами, с аранжировками, сделанными французскими клавишниками Francois Breant и Jean Philippe Rykiel, Soro был тем не менее замешан на традиции, и в парящем, меланхоличном голосе Salif слышались голоса предков. Даже сегодня этот альбом остается одним из наиболее потрясающих бестселлеров world-music.
"Моя музыка подобна дереву. У него африканские корни, джазовый ствол и фанковые ветви".
После потрясающего успеха Soro ему предложила контракт фирма Mango, подразделение концерна Island, известного пропагандой ямайкской музыки reggae. В 1988 вместе с такими звездами, как Youssou N'dour, Ray Lema, Jackson Browne и Sly & Robbie, Salif Keita появился на праздновании 70-летия Nelson Mandela на стадионе Wembly.
Его следующий альбом Kõ Yan/Здесь Что-то Случилось (1989), спродюссированный Francois Breant, по звучанию был близок ауре Weather Report. При записи следующего альбома Amen/Аминь в 1990 в роли продюссера выступал уже сам экс-лидер Weather Report, композитор и пианист Joe Zawinul. Записи, сделанные в парижской Studio Davout с такими известными африканскими музыкантами, как басист из Камеруна Etienne M'Bappe, барабанщик с Берега Слоновой Кости Paco Sery, малийский исполнитель на balafon Keletigui Diabate, гитарист Kante Manfila и клавишник Cheik Tidiane Seck, были затем окончательно сведены в Лос-Анжелесе, где на нескольких дорожках появились гитарист Carlos Santana, саксофонист Wayne Shorter и перкуссионист Bill Summers. В результате, Amen стал первым африканским альбомом, номинированным на премию Grammy, и стал альбомом года во Франции по категории world-music. После записи Salif Keita и Joe Zawinul какое-то время гастролировали вместе. В 1992 Salif принял участие в сольном проекте Zawinul My People.
"Западные люди создали небольшое пространство и назвали его world-music, откуда им удобно таскать «ингредиенты вдохновения»...
Однако не все потеряно, потому что африканцы до сих пор вовлечены в процесс творчества. И это дает нам возможность глубинного контроля, потому что мы единственные, кто может это делать".
В том же году Salif работал вместе с композитором Steve Hillage над созданием величественной звуковой дорожки для французского фильма L'Enfant Lion/Sirga. Он также появился в фильме в роли griot. Похвалы фильму сфокусировались на музыке Salif Keita; частично потому, что многие впервые услышали его голос в акустической, камерной обстановке.
В 1994 Mango Records выпустила прекрасный сборник The Mansa of Mali: A Retrospective/Король Королей: Ретроспектива, охватывающий основные этапы пути Salif Keita. Дополнительно к дорожкам из Soro, Ko Yan и Amen, Mansa Mali также представлял четыре прежде нереализованных трека: "Mandjou", знаменитая живая запись, и три композиции - "Ignadjidje", "Djembe" и "Dalimansa" - из звуковой дорожки к L'Enfant.
"Когда вы делаете музыку, вы делаете ее на положительных эмоциях. В вас должен быть положительный заряд, чтобы говорить с вашими слушателями. Не так просто найти такой заряд на каждый день. Если вам нравится говорить ни о чем, я уверен, вы сможете производить музыку ежедневно."
Salif много гастролировал по Европе, Австралии и Америке (и гораздо реже в Африке) и отточил выступления своего большого концертного состава Wanda Band до останавливающего сердце уровня динамизма и драйва. Основу ансамбля составляли известные малийские музыканты - гитарист Ousmane Kouyate, Moriba Koita на n'goni и Toumani Diabate на kora.
В 1994 он продолжил работу в кино, сыграв роль футбольного тренера в гвинейском фильме Ballon D'Or/Золотой Мяч. С M.C.Solaar они создали также звуковую дорожку к фильму. В одном из интервью Salif Keita отмечал, что он с большим уважением относится к малийскому режиссеру Cissokho и готов бросить любые текущие дела, если он позовет его.
Следующий, более афро-центричный Folon... The Past, отразивший изменившиеся взгляды Salif Keita на свои обязательства перед Африкой, вышел в 1995. Альбом был официально посвящен созданной им в 1990 организации Albino S.O.S, но многие песни имели в виду и более конкретных людей, много сделавших для Африки,- например, первого черного президента ЮАР Nelson Mandela или малийского модельера Chris Seydou, который умер молодым от СПИДа...
"Африканцам необходимо помогать африканскому континенту. Они должны любить его. Да, есть несчастья и бедность. Но и много хорошего тоже."
"Африка заставляет мечтать, заставляет танцевать. Не стоит мечтать об Америке или Франции, когда все, что вам нужно, есть дома и эта мечта намного реальней, чем проблемы с получением визы."
После смерти отца, Salif стал чаще приезжать в Мали и особенно в родную деревню Djoliba, осознав свою новую ответственность и испытывая недостаток по общению с людьми своей родины.
"Это не просто для рыбы - слишком долго находиться без воды".
Записанный в Дании альбом Sosie (1987) cтал данью Salif своей новой родине - популярные французские мелодии Maxime Le Forestier, Michel Berger, Jacques Higelin и Serge Gainsbour были спеты под аккомпанимент kora и balafona. В 1998 Salif Keita наряду с тремя другими звездами - Maryam Mursal (Сомали), Cheikh Lô (Сенегал) и Papa Wemba & Molokai (Заир) - принял участие в ежегодном туре Africa Fête.
После более чем десяти лет сольной карьеры и радикально изменившейся поп-коньюктуры, в 1999 Salif Keita выпускает новый альбом Papa, спродюссированный Vernon Reid из агрессивной черной американской группы Living Colour. В отличии от других больших звезд world-music, ушедших в «поиск корней», он продолжает открывать новые двери музыки будущего.
В 2002 появился новый альбом Salif Keita Moffou, названный по имени африканской флейты/ночного клуба в Бамако. Великолепный альбом! - совершенно не случайно он уже несколько месяцев возглавляет европейские этно-чарты. Песня 'Tomorrow/Sadio' попала в концептуальный фильм Ali о самых ярких годах жизни боксера Mohammad Ali. Магическая композиция - остается надеяться, что фильм поможет ее услышать многим...
"Если вам хочется кого-то позвать, чем действительно стоит звать, так это музыкой. Я открою вам истину: музыка - это чье-то имя, это имя для каждого. И если она исходит из вашего сердца, люди ее полюбят, потому что сердце есть у каждого. Музыка идет напрямую от сердца к сердцу."
©1999-2002 sahua.
Использованы фрагменты интервью, взятого Opiyo Oloya 23/4/96.
http://ethnotrip.blues.ru