Внимание!!! AdBlock блокирует показ некоторых скриншотов. Пожалуйста, все вопросы к разработчкикам
Автор
Сообщение
Galfimbul
Идея истории. Автобиография
Год выпуска: 1980 Автор: Р.Коллингвуд Жанр: монография, теория истории Издательство: М.: Наука Серия: Памятники исторической мысли Формат: PDF Качество: Распознанный текст без ошибок (OCR) Количество страниц: 484
Описание: Как продукты воображения, работы историка и романиста нисколько не отличаются. В чём они различаются, так это в том, что картина, созданная историком, имеет в виду быть истинной (Р. Дж. Коллингвуд)
Существующая ныне история зародилась почти четыре тысячи лет назад в Западной Азии и Европе. Как это произошло? Каковы стадии формирования того, что мы называем историей? В чем суть исторического познания, чему оно служит? На эти и другие вопросы предлагает свои ответы крупнейший британский философ, историк и археолог Робин Джордж Коллингвуд (1889-1943) в знаменитом исследовании «Идея истории» (The Idea of History).
Коллингвуд обосновывает свою философскую позицию тем, что, в отличие от естествознания, описывающего в форме законов природы внешнюю сторону событий, историк всегда имеет дело с человеческим действием, для адекватного понимания которого необходимо понять мысль исторического деятеля, совершившего данное действие. «Исторический процесс сам по себе есть процесс мысли, и он существует лишь в той мере, в какой сознание, участвующее в нём, осознаёт себя его частью». Содержание I-IV-й частей работы посвящено историографии философского осмысления истории. Причём, помимо классических трудов историков и философов прошлого, автор подробно разбирает в IV-й части взгляды на философию истории современных ему мыслителей Англии, Германии, Франции и Италии. В V-й части - «Эпилегомены» – он предлагает собственное исследование проблем исторической науки (роли воображения и доказательства, предмета истории, истории и свободы, применимости понятия прогресса к истории).
ВВЕДЕНИЕ
§ 1. Философия истории § 2. Природа истории, ее предмет, метод и значение
Часть I. ГРЕКО-РИМСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ
§ 1. Теократическая история и миф § 2. Создание научной истории Геродотом § 3. Антиисторическая тенденция греческой мысли § 4. Греческое учение о предмете и значении истории § 5. Греческий исторический метод и его границы § 6. Геродот и Фукидид § 7. Эллинистический период § 8. Полибий § 9. Ливий и Тацит § 10. Характер греко-римской историографии: 1. Гуманизм § 11. Характер греко-римской историографии: 2. Субстанциальность
Часть II. ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА
§ 1. Воздействие христианских идей § 2. Характерные черты христианской историографии § 3. Средневековая историография § 4. Историки Возрождения § 5. Декарт § 6. Картезианская историография § 7. Антикартезианство: 1. Вико § 8. Антикартезианство: 2. Локк, Беркли, Юм § 9. Просвещение § 10. Наука о человеческой природе
I. БРЭДЛИ II. ПОСЛЕДОВАТЕЛИ БРЭДЛИ III. ИСТОРИОГРАФИЯ КОНЦА XIX ВЕКА IV. БЬЮPИ V. ОУКШОТТ VI. ТОЙНБИ
§ 2. Германия
I. ВИНДЕЛЬБАНД II. РИККЕРТ III. 3ИММЕЛЬ IV. ДИЛЬТЕЙ V. МЕЙЕР VI. ШПЕНГЛЕР
§ 3. Франция
I. СПИРИТУАЛИЗМ РАВЕССОНА II. ИДЕАЛИЗМ ЛАШЕЛЬЕ III. ЭВОЛЮЦИОНИЗМ БЕРГСОНА IV. СОВРЕМЕННАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ
§ 4. Италия
I. ОЧЕРК КРОЧЕ 1893 г. II. ВТОРАЯ ФОРМУЛИРОВКА КРОЧЕ: «ЛОГИКА» III. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ IV. ИСТОРИЯ И ПРИРОДА V. ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ КРОЧЕ: АВТОНОМИЯ ИСТОРИИ
Часть V. ЭПИЛЕГОМЕНЫ [ ДОПОЛНЕНИЯ, ДОБАВЛЕНИЯ ]
§ 1. Человеческая природа и человеческая история
I. НАУКА О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ II. ОБЛАСТЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ МЫСЛИ III. ИСТОРИЯ КАК ПОЗНАНИЕ ДУХА IV. ВЫВОДЫ
§ 2. Историческое воображение § 3. Доказательство в исторической науке
ВВЕДЕНИЕ I. ИСТОРИЯ КАК ЗНАНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ВЫВОДАХ II. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ВЫВОДА III. СВИДЕТЕЛЬСТВО IV. НОЖНИЦЫ И КЛЕЙ V. ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЫВОД VI. КЛАССИФИКАЦИЯ VII. КТО УБИЛ ДЖОНА ДОУ? VIII. ВОПРОС IX. УТВЕРЖДЕНИЕ И ОСНОВАНИЕ X. ВОПРОС И ОСНОВАНИЕ
§ 4. История как воспроизведение прошлого опыта § 5. Предмет истории § 6. История и свобода § 7. Прогресс как продукт исторического мышления
Внимание! AdBlock блокирует показ скриншотов, все вопросы к разработчикам )))