Леонид Филатов, второй Гамлет Таганки
В Театре на Таганке работали два актера-поэта: Владимир Высоцкий и Леонид Филатов. Один сыграл яростного Гамлета с душой, истекающей кровью. Другой сыграл его друга, верного Горацио. И все-таки оба были принцами Датскими – философами, теряющими спокойствие при виде несправедливости и подлости. И оба изливали горечь в стихах, которые люди восприняли как откровение, как часть своей собственной совести. Леониду Филатову 24 декабря исполнилось бы 65 лет.
Герой золотой чеканки Есть два типа героизма. Один – открытый, с бросками на амбразуру, с самосожжением, а другой – более скромный, выражающийся в стойкости, преданности и самозабвенной заботе о людях. Героем первого типа был Высоцкий, героем второго – Леонид Филатов, всю жизнь пытавшийся помочь коллегам-актерам и сберегший память об ушедших в цикле документальных передач \"Чтобы помнили\".
Многие друзья называли Филатова бессребреником, человеком редкой души, честной и беспокойной. Он то превращался в Арлекино и веселил публику (пример такой блистательной арлекинады – сказочная поэма \"Про Федота-стрельца, удалого молодца\" 1986 года), то был Пьеро – печальным и едким. Таким Пьеро, искренне переживавшим из-за закулисных войн, человеческой и творческой подлости, он был, когда делал фильм \"Сукины дети\" в 1990 году.
Эльдар Рязанов, в фильме которого \"Забытая мелодия для флейты\" (1987) Филатов сыграл главную роль – Филимонова, чиновника, вынужденного из конъюнктурных соображений скрывать свои истинные мысли, – как-то сказал об актере: \"Леня добрый, умный, ироничный, мягкий, смешливый и очень талантливый! С моей точки зрения, он был идеальный человек…\". Филатов \"был сделан из чистого золота\", вторил режиссер Сергей Соловьев. Татьяна Догилева, игравшая в дуэте с Филатовым в \"Забытой мелодии для флейты\", называла актера \"героем, который побеждал любые стихии\".
Герой, озадаченный реальностью Филатову с его резкими чертами лица и ясным взглядом очень шли роли мужчин с характером и мачо во цвете лет. Таков и его Филимонов из \"Забытой мелодии…\", и бортинженер-плейбой Игорь Скворцов в фильме-катастрофе Александра Митты \"Экипаж\" 1979 года, и чувствующий себя отвергнутым Михаил в мелодраме \"Вам и не снилось\" (1980) Ильи Фрэза, и Сильвио из телеспектакля Петра Фоменко \"Повести Белкина\" (1981), и Ким в фильме \"С вечера до полудня\" (1981) Константина Худякова.
В 80-е годы, когда Леонид Филатов часто снимался, он стал одним из любимейших актеров советских женщин. Он воплощал идеал мужественности, в нем чувствовалась способность совершить искренний и безрассудный поступок.
Всероссийскую женскую любовь Филатову принес прежде всего фильм \"Экипаж\", который стал одним из лидеров советского проката.
Парадоксально, но до этой ленты актера считали некиногеничным и забраковывали. Александр Митта как-то заметил, что до \"Экипажа\" камера ни разу не вглядывалась в глаза актера, не давала зрителю возможности оценить силу его взгляда. Когда Митта предложил Филатову роль, тот, разочарованный предыдущими немногочисленными киноопытами, сначала никак не мог поверить в это и долго выяснял у второго кандидата на роль бортинженера Скворцова – Олега Даля, не шутка ли – предложение режиссера. Даль внезапно заболел. Скворцова сыграл Филатов – и очень быстро стал одним из самых популярных киноактеров.
К счастью, герои Филатова никогда не исчерпывались \"любовным\" амплуа. Обычно они были думающими и сомневающимися. Его персонажей порой трудно было объяснить однозначно и причислить к одному-единственному амплуа.
Как охарактеризовать, например, Варакина из \"Города Зеро\" Карена Шахназарова – перестроечной фантасмагории о мифологизации советского прошлого? Отчасти Варакин – это современный Чичиков, явившийся за \"мертвыми душами\", встречающий разные нравы и путешествующий по кругам ада (гоголевская поэма воспроизводила схему \"Божественной комедии\" Данте). С другой стороны, Варакин – это и Иванушка-дурачок, попавший в заколдованное царство и заплутавший там.
А в принципе герой Филатова – озадаченный прошлым и будущим советский человек, бессильный что-либо сделать со странным и пошловатым настоящим. \"Театральный роман\" Филатова Актер, который прожил всего 56 лет, многого не сыграл. У него были непростые отношения сначала с Юрием Любимовым, директором и худруком Театра на Таганке (там Филатов обосновался сразу по окончании театрального училища имени Щукина), а потом с Анатолием Эфросом, возглавившим театр после того, как Любимова в 1984 году лишили гражданства. Филатов просто не считал нужным приспосабливаться – это было не в его правилах.
Леонид Ярмольник, друг актера, говорил о его резкости и искренности во всем. Эти качества Филатова осложняли его работу с властным и авторитарным Любимовым. Худрук Таганки не баловал Филатова главными ролями. Но когда на заре 1980-х власти начали запрещать спектакли Театра на Таганке один за другим, а Юрия Любимова, ставившего в 1984 году в Великобритании \"Преступление и наказание\", за его спиной лишили должности руководителя театра, а затем – и советского гражданства, Филатов безоговорочно поддержал Любимова. Он не принял Анатолия Эфроса на посту худрука Таганки.
По сути, это был период самосожжения в жизни Филатова. Он отказывался от ролей, предложенных Эфросом, а на одном из литературных вечеров прочитал обидную и несправедливую эпиграмму в адрес режиссера. Потом, уже после смерти Эфроса, актер переживал, ощущая свою вину перед ним. В начале 1990-х, когда Любимов уже вернулся в страну и в театр, он решил обновить ряды актеров Таганки, причем за их спиной. Николай Губенко, Леонид Филатов и его жена Нина Шацкая и ряд других актеров, возмущенные политикой Любимова, решили отмежеваться от такого театра и создали в 1993 году отдельное творческое объединение – \"Содружество актеров Таганки\".
Решение о разрыве с \"большой\" Таганкой далось Леониду Филатову непросто. Таганка, по признанию Филатова, была для него \"самым счастливым местом во всей нашей несчастной стране\". Актер говорил: \"Здесь вблизи [я] видел замечательные образцы человеческой отваги, хотя не менее близко сталкивался и с человеческой трусостью\".
Все эти впечатления Филатов переплавил в творчество, в драматургию, а работа на Таганке стала той закалкой, которая пригодилась и на общественном поприще – на посту секретаря Союза кинематографистов СССР (им Филатов был избран в 1989 г).
Филатов-киновед и писатель В многосерийном цикле передач \"Чтобы помнили\" (1995-2003) Филатов рассказывал о множестве актеров, которые мелькнули в советском кинематографе, как кометы, и угасли. Отчасти эта передача стала мартирологом – памятником актерам-мученикам, которых испытывала на прочность жизнь и кино (так было и с самим Филатовым), а отчасти – просветительским проектом, восстановившим забытый кусок истории кино. В 1996 году Филатову вручили ТЭФИ за проект \"Чтобы помнили\".
По сути, этот проект стал настоящим подвигом. Передачи цикла актер записывал даже тогда, когда тяжело заболел и лежал в больнице. В проекте \"Чтобы помнили\" он проявил себя и как писатель, исследователь души. Литературное наследие Филатова – богатый материал: пьесы, лирика, пародии. Еще во время учебы в Щепкинском училище он читал преподавателям собственные стихи и прозаические зарисовки, приписывая их выдуманным иностранным авторам. А студенты-однокашники ставили написанные им сценки.
Впоследствии за свои произведения, например, комедию \"Лизистрата\" и поэзию, Филатов получал литературные премии. И все же главный эквивалент премии – народное признание, ощущение произведения как портрета эпохи и нравов. И это признание Филатов получил сполна.
По сатирической сказочной поэме \"Про Федота-стрельца, удалого молодца\" был снят фильм (режиссер Сергей Овчаров, 2000 год), а до этого Филатов сделал моноспектакль в 1988 году. Три года назад по культовой поэме вышел полнометражный мультфильм, в котором главных героев озвучили Сергей Безруков и Чулпан Хаматова.
Строки из \"Федота-стрельца\" цитируются сегодня так же часто, как и, к примеру, строки из известнейших песен Высоцкого или Окуджавы. Подчас люди жонглируют цитатами из филатовской поэмы, искренне считая их фольклором. А на форумах поклонники Филатова замечают, что его поэма – на все времена.
И действительно: это остроумная и точная картина русской жизни, русского менталитета и власти. Разве устаревают строки: \"Кто хотит на Колыму, выходи по одному!\", \"Утром мажу бутерброд – сразу мысль: а как народ?\" или \"Я полезных перспектив никогда не супротив…\"? А некоторые строки как будто списаны с декабрьских событий – митингов после выборов в центре Москвы:
\"Там собрался у ворот
Энтот... как его... народ!
В обчем, дело принимает
Социяльный оборот!\" То, что Филатов не сыграл, не прожил в искусстве, он прожил в литературе. У него были три равновеликих таланта: актерский, писательский и дар безупречного прямодушия.
Леонид Алексеевич Филатов
Актер театра и кино, поэт, драматург, режиссер, сценарист, Народный артист РФ Леонид Алексеевич Филатов родился 24 декабря 1946 года в Казани. После развода родителей в 7-летнем возрасте он переехал с матерью в город Ашхабад (Туркмения). Еще будучи школьником, начал печататься в городской прессе.
После окончания средней школы Филатов приехал в Москву поступать на режиссерский факультет ВГИКа. Потерпев неудачу в попытке стать режиссером, он поступил на актерский факультет в Театральное училище им. Б. Щукина, которое окончил в 1969 году (курс Веры Львовой и Леонида Шихматова).
После окончания училища Леонид Филатов был приглашен в Театр на Таганке.
Первой главной ролью актера стала роль Ведущего в спектакле \"Что делать? \". В дальнейшем Филатов был задействован в спектаклях \"Дом на набережной\", \"Вишневый сад\", \"Пугачев\", \"Пристегните ремни\", \"Мастер и Маргарита\", \"Товарищ, верь\", \"Антимиры\"; исполнял роли Федерциони в \"Жизни Галилея\", Горацио в \"Гамлете\", Кульчицкого в \"Павших и живых\".
Когда во главе Театра на Таганке стал Анатолий Эфрос, Филатов перешел в театр \"Современник\", где играл в 1985-1987 годах. В 1987 году актер вернулся в Театр на Таганке и работал там до 1993 года.
В 1993 году Леонид Филатов, Николай Губенко, Нина Шацкая, Наталья Сайко и другие актеры создали собственное творческое объединение \"Содружество актеров Таганки\".
Вместе с другими актерами Таганки Леонид Филатов был соавтором спектакля \"Под кожей статуи Свободы\". Ему принадлежит авторство драматических произведений \"Часы с кукушкой\", \"Пестрые люди\", \"Художник из Шервудского леса\".
Из других его пьес, написанных в разные годы, – \"Время благих намерений\", комедия \"Возмутитель спокойствия\", трагический фарс \"Опасный, опасный, очень опасный\".
Он был автором песен к спектаклям \"Мартин Иден\", \"Театр Клары Газуль\", \"Геркулес и Авгиевы конюшни\", \"Когда-то в Калифорнии\".
Успехом у публики пользовались стихотворные пародии Филатова из цикла \"Таганка-75\", сказка в стихах \"Про Федота-стрельца удалого молодца\".
В кино Филатов начал сниматься в 1970 году, дебютировав в картине \"Город первой любви\". Расцвет его кинематографической карьеры пришелся на 1980-е годы. Среди самых известных киноработ актера - роли в фильмах \"Экипаж\" (1980), \"Женщины шутят всерьез\" (1981), \"Грачи\" (1982), \"Избранные\" (1983), \"Исповедь его жены\" (1984), \"Успех\" (1985), \"Чичерин\" (1986), \"Забытая мелодия для флейты\" (1987), \"Город Зеро\" (1988), \"Алиса и букинист\" (1992), \"Благотворительный бал\" (1993) и др.
В 1990 году он стал автором сценария, режиссером и исполнителем главной роли в фильме \"Сукины дети\".
С 1994 года Леонид Филатов вел на Первом канале авторскую программу \"Чтобы помнили...\" (производство REN TV), посвященную незаслуженно забытым актерам театра и кино бывшего СССР.
Серьезные проблемы со здоровьем заставили Филатова в середине 1990-х годов отойти от активной актерской и режиссерской работы, но он продолжал вести передачу \"Чтобы помнили...\" на телевидении и занимался литературным творчеством.
У Филатова вышли книги \"Про Федота-стрельца, удалого молодца\", \"Большая любовь Робина Гуда\", \"Любовь к трем апельсинам\", \"Лизистрата\", \"Театр Леонида Филатова\", \"Я - человек театральный\", \"Сукины дети\", \"Голый король\", \"Пестрые люди, или Глазами провинциала\" и др.
В 2006-2007 годах в издательствах АСТ и \"Зебра Е\" вышло полное собрание сочинений Филатова в пяти книгах.
Еще с 1970-х годов стали известны песни Владимира Качана, написанные им на стихи Леонида Филатова. В 1996 году вышел диск \"Оранжевый кот\" с песнями Филатова и Качана.
С 1989 года Филатов был секретарем Союза кинематографистов СССР.
В 1996 году ему было присвоено звание Народного артиста России.
Лауреат премии \"Кинотавр\" за 1991 год в номинации \"Главный приз в конкурсе \"Кино для всех\" (за фильм \"Сукины дети\").
За цикл авторских программ \"Чтобы помнили...\" ее автор и ведущий Леонид Филатов получил Государственную премию Российской Федерации за 1995 год, а также стал лауреатом премии \"Триумф\" (1996) и был награжден специальной премией ТЭФИ (1996).
В 1998 году литературный журнал \"Октябрь\" присудил Филатову годовую премию за комедию \"Лизистрата\".
В 2000 году Филатов был награжден международной премией \"Поэзия\" - он получил награду в номинации \"Поющая Русь\".
Филатов был дважды женат, первая жена - актриса Лидия Савченко, вторая - Нина Шацкая, актриса \"Содружества актеров Таганки\".
Леонид Филатов скончался 26 октября 2003 года в Центральной клинической больнице Москвы, куда был госпитализирован 16 октября с диагнозом \"двухстороннее воспаление легких\". Похоронен актер был 29 октября на Ваганьковском кладбище.
Автор - Ольга Соболевская
by Astaroth с tapochek.net