\"Потомки\" Пейна, к которым может уйти \"Оскар\"
В российский прокат 26 января выходят \"Потомки\" Александра Пейна – фильм, в середине месяца получивший престижную американскую кинопремию \"Золотой глобус\" как лучшая драма. \"Потомки\" номинированы и на \"Оскар\". В своей ленте Пейн разрабатывает тематический Клондайк американского кинематографа – \"мысль семейную\".
\"Древо жизни\" растет по-разному Вместе с фильмом \"Древо жизни\" Терренса Малика, тоже стоящим в списке номинантов на награду Американской киноакадемии, \"Потомки\" иллюстрируют далеко не новую, но всегда значимую мысль: человек – существо семейное по природе. И в \"Потомках\", и в \"Древе жизни\" (ленте, получившей в прошлом году Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля) в центре сюжета – жизнь семьи, истоки любого человеческого \"я\". Только у Терренса Малика, которому по душе древние мифологические образы, в картине предстает космогония, рождение мира и рост \"древа жизни\" (символа связи прошлого и будущего, предков и потомков), а в семейной драме Александра Пейна взаимоотношения предков и потомков поначалу выглядят как хаос и руины.
Вот завязка конфликта в \"Потомках\": герой Джорджа Клуни, Мэтт Кинг, в одночасье теряет жену (она упала с катера и теперь находится в коме), узнает о ее недавней измене и понимает, что отношения с дочерьми придется кропотливо выстраивать. В семье Кинга семейных отношений как таковых почти нет, а есть чисто физическое сосуществование, безрадостный симбиоз. Не зря персонаж Клуни называет себя \"второстепенным родителем\".
В \"Древе жизни\" – изначально другая картина: семейная жизнь выглядит как естественная и гармоничная, как бы ни нарушалась эта гармония. Тоска по семье: трагедия и фарс Позднее прозрение – так можно кратко описать сюжет \"Потомков\".
Для российского зрителя картина – отчасти дежавю. По тематике и эмоциям фильм вызывает ассоциации с лентой \"Любовник\" (2002) Валерия Тодоровского, в которой муж в исполнении Олега Янковского после смерти жены узнает о ее измене и знакомится с ее возлюбленным.
Но если в \"Любовнике\" история выглядела как трагедия – переживания обманутого мужа привели его к душевному краху и гибели, то в \"Потомках\" прозрение и попытка героя восстановить правду о взаимоотношениях с женой отдают фарсом.
Чего стоит одна сцена слежки Мэтта Кинга за удачливым соперником! Герой Клуни со всем его лоском, с чеканным лицом победителя жизни и респектабельного метросексуала вмиг превращается в клоуна, комичного и сбитого с толку человека. На его лице – растерянность, наивность и страх. А фирменные чертики в глазах Клуни усиливают эту клоунаду. Кстати, за роль Мэтта актер получил \"Золотой глобус\" и номинирован на \"Оскар\". А так как \"Золотой глобус\" считается предвестником \"Оскара\", можно предположить, что у Клуни очень высоки шансы стать оскароносцем в номинации \"лучшая мужская роль\".
Лучшая роль Клуни? Любимец Голливуда 50-летний Клуни – универсальный лицедей, который может сыграть кого угодно – от супергероя до суперзлодея. Среди его героев – Бэтмен, доктор Росс из \"Скорой помощи\", грабитель Сетт Гекко в боевике \"От заката до рассвета\", адвокат-хлыщ, жонглер судьбами в \"Невыносимой жестокости\", юрист Майкл Клейтон в одноименном фильме. А вот еще две блистательные роли – придурковатого сотрудника казначейства США в шпионской комедии \"После прочтения сжечь\" (2008) братьев Коэнов и наемного убийцы в \"Американце\" (2010) Антона Корбайна.
И все-таки интереснее всего трагикомические роли Джорджа Клуни – например, роль бестрепетно увольняющего людей корпоративного юриста Райана Бингэма в фильме \"Мне бы в небо\" (2009) Джейсона Райтмана. Этот HR-\"хирург\" летит по жизни налегке: ни привязанностей, ни забот. А в итоге, после безответной любви, Бингэм остается один на один с тоской по людям и отношениям.
Тоска по семейным отношениям (поначалу смутная) есть и у Мэтта Кинга в \"Потомках\". Но этот трагикомический герой Клуни в конце концов все-таки выстраивает главный \"сюжет\" своей жизни – находит контакт с дочерьми и живет с ладу с самим собой. Как дети научили родителей жить И тут напрашивается еще одна параллель – фильм со столь же значимой \"мыслью семейной\", \"Где-то\" (2010) Софии Коппола, получивший \"Золотого льва\" (главную награду) на Венецианском кинофестивале позапрошлой осенью.
В ленте Коппола актер, уставший от звездной разгульной жизни, начинает больше общаться с маленькой дочерью и находит в этих взаимоотношениях смысл существования.
Александра Пейна вполне можно назвать оптимистом, а ленту \"Потомки\" – семейной идиллией. Даже о смерти в фильме говорится в карнавальном духе, со сниженным пафосом. Жизнь и смешна, и печальна, считает режиссер, но в ней есть возможность примириться с собой и внимательно рассмотреть окружающих, прежде всего свою семью. Кто знает, может быть, имеет смысл воспринимать жизнь по-детски просто?
Автор - Ольга Соболевская
by Astaroth с tapochek.net