Автор Сообщение

bot

avatar bot



Любовь Орлова между Сталиным и народом


Советский Союз был во многом страной мифов, и одним из таких мифов стали героини народной артистки СССР Любови Орловой. Человеку, который подарил миллионам советских зрителей несколько красивых киносказок о том, что нет другой страны, \"где так вольно дышит человек\", 11 февраля исполнилось бы 110 лет.
Оказаться в нужном месте и в нужное время

Физиологи знают, что положительные эмоции способствуют выработке так называемых гормонов счастья, которые подавляют боль и улучшают состояние больных. Таким \"гормоном счастья\" для советского общества 1930-1940-х годов несомненно были лучшие фильмы Григория Александрова - \"Веселые ребята\", \"Цирк\", \"Волга-Волга\", главным украшением которых стала ослепительно красивая и очень талантливая актриса из скромной дворянской семьи.

Страна надрывалась на бесконечных стройках социализма и беломорканалах, зловещие \"воронки\" по ночам увозили очередную порцию арестованных \"врагов народа\", а в кинотеатрах счастливые зрители наслаждались музыкальными комедиями с участием Любови Орловой.

Почему именно она стала главной советской киноактрисой? По мнению кинорежиссера Владимира Наумова, Орлова просто попала в нужное место в нужное время.

\"Она была очень красивой женщиной, артистична, талантлива - обстоятельства, которые очень редко сходятся в одном человеке\", - рассказал Наумов в интервью РИА Новости. По своей женской ауре Орлова напоминает Владимиру Наумову знаменитую американскую актрису Мэрилин Монро, но при этом он считает Любовь Петровну намного более интересной личностью.

Главный заказчик

Впрочем, говоря о \"нужном месте\" нельзя забывать и о главном \"кинопродюсере\" 1930-1950-х годов - Иосифе Сталине, который зорко курировал советский кинематограф, справедливо видя в нем мощный агитационный ресурс. А ресурсу требовался новый киногерой - энергичная и обаятельная личность, весело шагающая в светлое будущее.

Любовь Орлова, которая, вдобавок к своей красоте, отлично играла на музыкальных инструментах, великолепно танцевала и сама выполняла различные трюки, в том числе, акробатические, стала ярким символом нового советского общества.

Неудивительно, что вождь народов сразу же оценил по достоинству ее таланты и изысканный артистизм. В 1934 году, когда был убит Сергей Киров и в стране начал раскручиваться маховик массовых репрессий, у публики появилась развеселая Анюта из \"Веселых ребят\".

Но родилась самая яркая советская кинозвезда после просмотра \"Веселых ребят\" лично Генеральным секретарем ЦК ВКП (б). В ходе камерного киносеанса тогдашний нарком обороны Клим Ворошилов сообщил вождю, что уже смотрел фильм и \"смеялся до упаду\". В ответ Сталин заметил, что \"картина эта дает возможность интересно, занимательно отдохнуть. Испытали ощущение - точно после выходного дня. Первый раз я испытываю такое ощущение от просмотра наших фильмов, среди которых были весьма хорошие\".

Напоследок Сталин заявил, что марш из кинофильма (\"Нам песня строить и жить помогает\") несомненно пойдет в массы, и отдал распоряжение, чтобы песни из \"Веселых ребят\" были записаны на граммофонные пластинки.

Невидимые миру слезы

Занимательно отдыхала публика и в дальнейшем. К 1936 году, когда зловещий карлик, нарком внутренних дел Николай Ежов приступил к осуществлению большого террора, а многим репрессированным клеили стандартное обвинение в шпионаже, советский обыватель сострадал бедной американке Марион Диксон из кинофильма \"Цирк\", которую жестокий импресарио фон Кнейшиц третировал из-за наличия у нее чернокожего сына.

Картина получилась просто гимном доброты и тепла. Особенно ее финал, где простые советские люди передавали друг другу милого негритенка, спасая его от злобного импресарио, и напевали ему на разных языках ласковые колыбельные песни. А самой мощной точкой ленты стала \"Песня о Родине\" Василия Лебедева-Кумача и Исаака Дунаевского с ее жизнеутверждающим началом \"Широка страна моя родная!\".

Позднее, в перестроечные годы, этот музыкальный панегирик СССР удостоился от пересмешников пародии: \"Я другой такой страны не знаю,//Где так вольно, смирно и кругом!\"

В 1938 году, когда уже состоялись расстрельные процессы над троцкистами-зиновьевцами и высшим руководством Красной Армии во главе с Михаилом Тухачевским, на экраны страны вышла \"Волга-Волга\", где Орлова сыграла, пожалуй, самую знаковую и узнаваемую свою роль - задорную письмоносицу Дуню Петрову по прозвищу Стрелка.

Почти никто не знал, что одному из авторов сценария, Николаю Эрдману, вернувшемуся из ссылки, было запрещено проживать в столице; что оператор Владимир Нильсен, снявший большую часть фильма, был обвинен в шпионаже и расстрелян; а первый муж Орловой Андрей Берзин повторно отправлен в ГУЛАГ.

Все эти невидимые миру слезы обнаружились лишь спустя десятилетия, а тогда фильм был с восторгом встречен широкими трудящимися массами. Остался доволен им и главный заказчик, который в годы войны подарил копию фильма президенту США Франклину Рузвельту. Сама же Орлова удостоилась в 1941 году Сталинской премии за исполнение роли Марион Диксон в \"Цирке\" и Стрелки в \"Волга-Волга\".

Эталон стареть не может

\"Да, это наивные тексты, но посмотрите, какая энергия, какой чистый глаз, никаких насмешек, народ был счастлив\", - рассказал в интервью РИА Новости народный артист РСФСР Валентин Гафт. По его словам, зрители 30-х воспринимали Орлову как актрису-мечту, а ее фильмы - как рассказ \"о великой жизни замечательно красивых, свободных людей, которые строят что-то необыкновенно хорошее, человеческое. И в этом трагедия этого времени\".

И в чем-то это личная трагедия Любови Орловой. После смерти Сталина ее ослепительная кинокарьера оборвалась. Потом было всего лишь несколько фильмов, которые современники расценили как неудачные. В итоге, звезда экрана вернулась туда, откуда и пришла в кинематограф - в театр.

По мнению актера и режиссера Василия Ливанова, дело не только в изменении политической конъюнктуры. В интервью РИА Новости он подчеркнул, что каждое время выдвигает свое собственное представление о женской красоте, главным выразителем которого является кино.

\"Она не была актрисой, которая играла разные роли. Она всегда была собой, кого бы ни играла. Ее ждали, такую Орлову, эталон женской красоты. А эталон стареть не может\", - рассказал Ливанов.

Красивые, но наивные сказки повзрослевшему зрителю были уже неинтересны, а актриса-мечта уже была не той, прежней. Заканчивалось ее время, наступало бессмертие.

Любовь Петровна Орлова


Народная артистка СССР, актриса театра и кино Любовь Петровна Орлова родилась 11 февраля (29 января по старому стилю) 1902 года в подмосковном Звенигороде в дворянской семье.
Отец будущей советской кинозвезды, Петр Федорович Орлов, служил в военном ведомстве. Мать, Евгения Николаевна Сухотина, происходила из старинного дворянского рода. Она приходилась дальней родственницей Льву Толстому.

Родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и в семилетнем возрасте отдали ее в музыкальную школу. После окончания гимназии в 1919 году Любовь Орлова поступила в Московскую консерваторию. Проучившись три года, она была вынуждена бросить учебу, чтобы содержать семью. Орлова подрабатывала тапером (музыкальное сопровождение немых фильмов) в московских кинотеатрах и училась одновременно на хореографическом отделении Московского театрального техникума (1922-1925).

В 1926-1933 годах Любовь Орлова работала в Музыкальном театре, которым в то время руководил Владимир Немирович-Данченко. Сначала она пела в составе хора, танцевала в кордебалете, затем ей стали доверять сольные партии – Периколы в одноименной оперетте Жака Оффенбаха, Герсильи в \"Дочери мадам Анго\", Жоржетты в \"Соломенной шляпке\", Серполетты в \"Корневильских колоколах\".
Дебютом в кинематографе для актрисы стали роли в немом кино. Она сыграла Грушеньку в картине \"Петербургская ночь\" (1934) режиссера Григория Рошаля и Эллен Гетвуд в фильме Бориса Юрцева \"Любовь Алены\" (1934).

Поворотным моментом в творчестве артистки стала встреча с молодым режиссером Григорием Александровым (Мормоненко), который в то время искал исполнительницу на роль домработницы Анюты в музыкальной комедии \"Веселые ребята\". Требования были суровые: претендентка должна была уметь петь, танцевать, быть красивой и одновременно простоватой. Друзья посоветовали ему посмотреть в Музыкальном театре Немировича-Данченко \"Периколу\" с Орловой в главной роли. Режиссер последовал этому совету, пришел на спектакль и был пленен не только талантом актрисы, но и ее внешностью.

В свое первое свидание Александров и Орлова отправились на вечер в честь юбилея Леонида Собинова. После банкета они до рассвета бродили по московским улицам. Эту ночь Александров позже повторил в фильме \"Весна\" (1947): режиссер и актриса вдвоем, наедине со своим зарождающимся чувством.

Орлову окончательно утвердили на роль Анюты в картине \"Веселые ребята\", а в сентябре 1933 года в Гаграх начались натурные съемки.

Следующим фильмом Орловой был \"Цирк\" (1936), за основу которого был взят мюзикл \"Под куполом цирка\" Катаева, Ильфа и Петрова, затем комедия \"Волга-Волга\" (1938). После выхода на экраны этих картин актрису стали узнавать на улице, песни в ее исполнении запела вся страна. Она стала одной из самых популярных и любимых актрис конца 1930-х - начала 1940-х годов.

Героини Любови Орловой - американская актриса Марион Диксон из кинофильма \"Цирк\", почтальон Дуня в \"Волге-Волге\", ткачиха Таня в фильме \"Светлый путь\" (1940), профессор Никитина в комедии \"Весна\" - были разными по характеру, специальности, образу жизни, но у них было общее: все они должны были создавать облик времени, где торжествовало добро и справедливость, исполнялись все мечты и сбывались желания. Эти фильмы напоминали красивые сказки со счастливым концом, которые происходили как бы в реальной жизни, где-то рядом, поэтому их так любили простые советские люди.

Фильмы с участием артистки очень нравились Сталину.

Белозубая, белокурая и белокожая, актриса была сотворена Александровым по образцу голливудских красавиц. Практически всю жизнь, а особенно в зрелом возрасте, Орлова боролась за то, чтобы выглядеть красивой на экране. Артистку снимали при тщательно выбранном свете, только под определенными углами. Под руководством режиссера оттачивался каждый жест, поворот, взмах ресниц.

Помимо популярных комедий Орлова снималась в драматических фильмах – советском детективе \"Ошибка инженера Кочина\" (Ксения Лебедева, 1939), картине Рошаля \"Дело Артамоновых\" (Паола Менотти, 1941), в фильме Александрова \"Встреча на Эльбе\" (Дженет Шервуд, 1949), а также в биографических кинолентах \"Мусоргский\" (Юлия Платонова,1950) и \"Композитор Глинка\" (Людмила Глинка, 1952). В годы Великой Отечественной войны Орлова участвовала в нескольких боевых киносборниках.

Последние роли в кино Любови Орловой были неудачными. Фильм Александрова \"Русский сувенир\" (1959) был раскритикован советской прессой, а двухсерийная картина \"Скворец и Лира\" (1974), где актриса играла советскую разведчицу в немецком тылу, не вышла в прокат.

В последние годы жизни актриса работала в Московском театре имени Моссовета. В 1947 году Орлова выступила в роли Джесси в спектакле театра \"Русский вопрос\", а в 1955 году она была приглашена в труппу. Орлова была занята в спектаклях \"Сомов и другие\" (Лидия), \"Лиззи Мак-кей\" (Нора, Лиззи), \"Милый лжец\" (Патрик Кэмпбэлл). Это были работы, требовавшие драматического таланта, который был с успехом продемонстрирован Орловой. Последней ее работой в театре стала роль миссис Сэвидж в \"Странной миссис Сэвидж\".

Любовь Орлова была награждена многими почетными званиями и наградами. В 1950 году ей было присвоено звание Народной артистки СССР. Актриса дважды была удостоена Государственной премии СССР – в 1941 и 1950 годах. В 1947 году, вместе с Ингрид Бергман, Орлова стала лауреатом премии Международного фестиваля в Венеции, присуждаемой лучшей актрисе года. В 1972 году ее именем была названа Малая планета.

26 января 1975 года Любовь Орлова умерла от рака поджелудочной железы.

Актриса была замужем два раза. Ее первый муж, Андрей Берзин, заведующий отделом, а затем заместитель наркома земледелия, был репрессирован в 1930 году.

Вторым мужем Любови Орловой стал режиссер Григорий Александров, в творческом и семейном союзе с которым актриса прожила до своей кончины. Он пережил супругу на восемь лет, выпустив в память о жене в 1983 году, в год своей смерти, документальный фильм \"Любовь Орлова\".


Автор - Сергей Варшавчик




by Astaroth с tapochek.net

Еще никто не оставлял запись к записи скачать торрент Любовь Орлова между Сталиным и народом . Будь первым!

!Обратная связь