ПАПА РАДЖ
Родился в 1957 году. Все, как у всех (до определенного момента): школа, армия, закончил юридический институт, учился в педагогическом на истфаке, работал в школе преподавателем истории и права, когда мимо проезжали цыгане - ансамбль "Сердца Ромэн", которые предложили Раджу заменить заболевшего вокалиста. По возвращению понял, что за две недели заработал больше, чем за год в школе. С тех пор выпустил четыре альбома - на студии НП, два - в Одессе у знаменитого Станислава Ерусланова, и последний - снова в Екатеринбурге: Пресняков-старший исполняет его "Осень", "Кукушку" из последнего альбома попросил Кальянов.
"Из тени "Ботвы" (Папа Радж и его песни). Среди многих сотен современных исполнителей, работающих в жанре, который называют "Русский шансон", далеко не последнее место занимает Папа Радж. Он, конечно, не так "раскручен" как Круг или Трофим, но регулярно выпускает новые альбомы. И они не залеживаются на прилавках. Всего им выпущено три авторских пластинки: "Ништяк", "Столыпинский вагончик" и "Гуляй, шпана". Сейчас готовятся к выпуску еще две: "Северная звезда" (памяти Аркадия Северного) и "Ботва-2" ("...От людей же стыдно...").
Но до всего этого была "Ботва" - "Овца по жизни". Первоначально этот альбом был записан еще в начале 80-х. Писался он "подпольно", что естественно, ведь участники группы в то время работали при Обкоме ВЛКСМ. А время было еще довольно смутное - соответствующие органы зорко "бдили" за устоями советской эстрады и, время от времени, привлекали к уголовной ответственности тех, кто слишком уж выделялся. Просто за исполнение песен, конечно, посадить было уже тяжело, но повод для ареста всегда можно найти. Александр Новиков и Константин Беляев тому примеры. Оба они пострадали как раз в эти годы. А "Овца по жизни", сделанная в жанре... (я даже и не знаю, как его определить - какой-то "стрём-стёб-гоп-стоп", что ли, как иногда пишут на аудиокассетах) абсолютно не укладывалась ни в какие рамки своим вольным духом и разудалым юмором: "Мы едем, едем, едем в далекие края - По камере соседи, по лагерю друзья..." В целях конспирации состав группы нигде не фигурировал и потому участие в нем Папы Раджа для широких слоев любителей музыки осталось за кадром. Но альбом понравился и, как только над просторами нашей необъятной Родины повеяло ветром свободы, он был перезаписан и выпущен Виктором Зайцевым на Студии "НП" в Екатеринбурге: "Нас тюрьмой не запугать - выйдем и будем воровать!.."
Примерно в эти же годы Радж получает прозвище "Папа", мотается по стране в составе разных любительских команд и потихоньку набирает материал для своего первого сольного альбома. Который получает название "Ништяк" ("В тени "Ботвы") и в 1994 году выходит на той же Студии "НП". Блатные стилизации в духе Аркадия Северного чередуются на пластинке с лирическими композициями. А "Казино", "Тапер" и "Осень" сразу же становятся хитами, во многом благодаря прекрасным аранжировкам Валерия Парамонова. Песни с этого альбома начинают включать в состав различных сборников "блатной тематики", типа - "Блатота уральская", их поют другие, порой очень известные, исполнители.
В 1996 году Папа Радж по приглашению Станислава Ерусланова едет в Одессу. Результатом многочасовых записей становится выпуск компакт-дисков "Столыпинский вагончик" и "Гуляй, шпана!". Основу первого из них составляют песни давно уже ставшие классикой жанра. Многие из них десятки раз петы и перепеты различными исполнителями, в том числе и такими мастерами, как Северный, Высоцкий, Макаревич... И, надо отметить, что Папа Радж не потерялся в этой "звездной кампании" - оригинальный голос и стиль исполнения заставили звучать большинство этих песен по-новому. "Гуляй, шпана!", на котором представлены, в основном, авторские песни - ровный и "крепко сбитый" альбом - без явных провалов, но и без открытий, к сожалению.... Он только еще раз подтвердил мастерство исполнителя. Набивший оскомину аккомпанемент клавишных "Чаек", мне кажется, зачастую не только не помогает, но и мешает Раджу. Кстати, это, относится и к "Столыпинскому вагончику", но в значительно меньшей степени. Иногда, только именно обаяние и голос певца спасают от неудачи. Спасают не его, конечно, а студию Стаса Ерусланова...
После одесских записей Радж на несколько лет замолчал. Были "домашние выступления", была (и есть!) работа на Екатеринбургском радио... И вот, наконец на студии "НП" записаны сразу два компакт-диска. На них, как и раньше - и авторские, и народные песни. Ну а на "Ботве-2" авторы, как обычно - все: Радж, другие Ботвинники, плюс народ, плюс Союз Композиторов! Надеюсь, что эти альбомы скоро будут выпущены и любители песен Папы Раджа не будут разочарованы!
Игорь Ефимов, "Блатной фольклор", май 2000 г.
Откуда ноги растут?
А.Б.: - Русский шансон - это музыка, которую поет народ. А русский народ больше чем наполовину прошел лагеря, поэтому лагерная музыка сначала переносится в дворовую, теряет налет лагерной, но хулиганистое начало в ней остается. По мнению специалистов, эта музыка существует только в России, хотя есть что-то подобное во Франции, в Америке, но все-таки в других формах. Французским словом "шансон" ее назвали с легкой руки Аркадия Северного. В 70-ые годы ее называли блатной, хотя все тот же Северный пел на 60 процентов эстраду, романсы, дворовые песни. Еще ее называют одесской музыкой, хотя многие из песен написаны далеко не в Одессе и поются не одесситами. Меня привлекает гремучая смесь исполнителей: откровенные урки и глубоко интеллигентные люди.
ПР: Закономерность и одновременно парадокс в том, что эту музыку слушают очень разные люди - от грузчиков до профессоров, у которых есть огромные фонотеки этих песен. Мне кажется, что эти песни находят отклик только потому, что идут из корней - это же целый пласт культуры. Тюрьмы, каторги - это же вся Россия. Из двора, в котором я вырос, на Горькова, 33 и Пушкина,9 кажется только я один не сел в тюрьму: все хулиганили. Хочется вызвать у людей интерес к этой музыке, поломать стереотип, что это примитивизм. Даже классический французский шансон, самые яркие представители которого Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Джо Дассен - это же сложная, мелодичная музыка. А что говорить про русский: каждая песня имеет свой сюжет - не то, что попса: Это же свой мир, своя жизнь со страстями, переживаниями - и не ниже, чем в обычной жизни.
А.Б.: Возможности понимать эту музыку, заложены в большом количестве людей. Настоящие интеллигенты на каторгах сталкивались с людьми откровенно уголовного мира, происходило заимствование - уголовники у интеллигентов черпали, и наоборот. Это очень интересные процессы. Надеюсь, у нас получится их отразить. Отчего я люблю эту музыку? Я вообще много чего люблю - джаз и русский рок, в первую очередь. Затем шансон - в нем люди интересные были, да и сейчас любопытные встречаются: Круг тот же, Кучин, который соединил техно и дворовую - такая хорошая дискотека. А сам я более древней занимаюсь музыкой - патефонной, хотя она сходна с шансоном. У шансона есть что-то от песен времен Нэпа - 70-е годы тоже называли временами НЭПа - тогда пооткрывались рестораны и эта песня достаточна ресторана.
Уникальные вещи - скромный удел "Гоп со смыком".
А.Б.: Это долгая работа. Есть очень узкий круг людей-коллекционеров из Новосибирска, Екатеринбурга, Москвы, Канады, Парижа - мы все друг друга знаем. И когда я планирую программу - я уже знаю к кому из них обратиться? Откуда у них берется? Это многолетний труд. Ищут. В 70-ые годы, когда эта музыка была в андеграунде, тогда записи делали на квартирах у любителей, у бытовых звукорежиссеров, иногда у официальных - в известных театральных студиях, "втихушку" ночью. Например, Самовер - известный звукорежиссер "Современника" - уж, сколько он записал громких имен: И какие неожиданные люди встречаются в этом жанре. Знали вы, что Владимир Матецкий поет кабацкие песни? А Чернавский, написавший "Мальчика-бананана"? А тот же Борис Моисеев? Такие откровения: Владимир Шубарин - знаменитый степист - берет свои же фонограммы, под которые делал свои хореографические номера, и на них такие развязные тексты пишет... Когда многим развязали руки, музыканты усиленно начали записывать эту музыку. Тот же Козлов из "Арсенала", Макаревич целых три диска выпустил с дворовыми песнями. В пояснении к отличному диску "Блатные пионерские песни" Макаревич говорят, что мы жили в стране, где только что закончилась война, приходили из школы, снимали галстуки, шли во двор, где властвовали авторитеты с фиксами финками и гитарами, нам хотелось выглядеть солидными и во всем походить на них. У нынешних музыкальных киосков есть один минус - они предлагают новинки. Я не хочу хаять современных исполнителей, но у них потеряно то, что было у семидесятников, например шестидесятников, эмигрантов - только не третьей волны, которых я, честно говоря, не уважаю. При всем моем хорошем отношении к Шуфутинскому, это не то исполнение, как у Дмитриевича, Ивана Реброва, Бориса Рубашкина - артистизма нет: многие и купили бы это: но нет этого в киосках, даже Северного в киосках не предлагают. А у нас в программе будет для многих 40-50-летних эта музыка - пласт жизненных воспоминаний, для 20-30-летних - воспоминания ресторанного характера, а для более молодых эта программа будет как пособие по жанру.
При чем тут "гоп", при чем тут "смык"?
А.Б.: Это название очень известной песни - ее пели даже с эстрады - Утесов и другие исполнители 30-ых годов. Ее первоисточник очень сложно назвать. Но даже в самом названии кроется определенное понятие - кто знает, тот знает, а я пока не буду раскрывать секрет, мы устроим конкурс в программе.
Мечты, мечты, где ваша сладость?
ПР: Чего я жду от программы?.. Звонков я жду постоянных на прямом эфире. А во-вторых, хочу сказать, что огромное количество песен этого жанра, которые знает наш народ - это только верхушка айсберга. А я хочу, чтобы до глубины мы дошли, послушали, что классики жанра пели, мы будем давать в программе не только новые песни, но и самые-самые, те, что стояли у истоков - постараемся отследить и показать всю динамику этого жанра.
АБ: Конечно, хочется для начала понять вкусы аудитории. Наша фонотека безгранична, мы имеем возможности корректировать музыкальную подборку, поэтому поживем, увидим, угодим слушателям.
Катя Рычкова "радио 101" & "Русское Радио-Екатеринбург"
Все текстовые материалы десятилетней давности!!! (AYShal)