Елизавета. Вторая серия
В 1998 году Шекхар Капур, уроженец Пунджаба, что в английской Индии, снял кинофильм о самой выдающейся английской королеве всех времен. И назвал его «Елизавета». Картина рассказывала о смутном времени — начале правления королевы-девственницы. Одну из своих лучших ролей в этом фильме сыграла Кейт Бланшетт. Лента была выдвинута на семь «Оскаров», получила (к сожалению) только один и благополучно ушла в прошлое, запомнившись яркой игрой актеров, замысловатостью костюмов и интерьеров и общей породистостью картинки.
В конце 2007 года в кинотеатрах состоялась премьера фильма «Елизавета. Золотой век». На это раз все еще серьезнее. Восьмидесятые годы шестнадцатого века – переломный момент для царствующей Елизаветы и ее страны. Шаткое равновесие между протестантами и католиками держится на волоске, Испания во главе с королем Филиппом строит многоэтажные интриги, дабы втянуть английскую империю в кровопролитную войну. Нити затягиваются все туже, и Золотой век наступит только тогда, когда будет разрублен этот Гордиев узел..
В отличие от Голливуда, который пачками выпускает абсолютно ненужные сиквелы, англичане подходят к этому вопросу с близкой нам, советской точки зрения. Кинофильм «Елизавета. Золотой век» язык не повернется назвать не то что «сиквелом», ни даже «продолжением». Посмотрев его, на память приходит откуда-то из давнего прошлого, из детства словосочетание «вторая серия»… И придворный в малиновом сюртуке, с жабо, в ботинках на толстом каблуке выходит на шикарную, устланную ковром лестницу и, низко раскланявшись, объявляет: «А теперь – вторая часть Марлезонского балета!». «Золотой век» — это единственно возможная и полностью обоснованная «вторая серия» «Елизаветы».
И выбор такой концепции вполне понятен. В один фильм попросту невозможно втиснуть все события, произошедшие за долгое время правления Елизаветы. Поэтому «Золотой век» логически продолжает начатую «Елизаветой» историю английского королевства шестнадцатого века. Сообразно выбранной линии, режиссер (естественно, все тот же Шекхар Капур) оставил неизменным весь состав сквозного каста (Кейт Бланшетт и Джеффри Раш) и практически всю рабочую команду. Сценарист, оператор – все они создавали и первый фильм.
Получилось все так, как и должно быть. Потрясающе камерное, и в то же время разящее передачей масштаба историческое полотно. Не псевдоисторическое, а взаправдашнее. И не нужно тыкать пальцем в экран и радостно кричать: «О! Да он даже перо в чернильницу не опустил, прежде чем написать! Лажа! Фэйк!» Да, не опустил. Да, Иван Грозный, которого в фильме сватают Елизавете, умер аж за год до описываемых событий. Только это неважно. Если господам, которые любят углядывать несуразности в отображении исторической действительности, показывать все до пылинки аутентично, они первыми взвоют от тоски. Потому что такой жанр называется реконструкцией периода, и смотреть на это могут только студенты исторических факультетов.
Здесь все в угоду зрителю. Воистину викторианская атмосфера сводчатых потолков, анфилад и колонных залов, сквозь, над и вокруг которых с любовью скользит камера. Очень уместная, не отвлекающая музыка (при всем уважении к гению, Моцарт в первом фильме был лишним). Битва с Непобедимой армадой… Не отталкивающая чрезмерным гротеском, как в «Пиратах Карибского моря», а реальная, вызывающая уважение картина одного из величайших морских сражений. И, конечно, актерская игра.
Состав актеров подобран безупречно. Джеффри Раш второй фильм подряд успешно исполняет роль правой руки королевы – сэра Фрэнсиса Уолсингема. Две стороны любовного треугольника (в котором третья сторона – сама Елизавета), Клайв Оуэн и Эбби Корниш достойно играют любовь к королеве, отечеству и друг к другу. Очень, очень хороша Саманта Мортон в роли Марии Стюарт. Заточенная, но не сломленная; ничего не подозревающая марионетка в руках испанского короля – самый яркий камень в ожерелье второго плана. Но этот камень, как и все остальные, лишь отражает свет Кейт Бланшетт и ее Елизаветы.
Решительно невозможно представить себе кого-то еще в этой роли. Пожалуй, пора подновить учебники истории и вместо скучных гравюр и полустертых фресок публиковать в курсе «История средневековья» фотографии Бланшетт. Сложно увидеть страдания сильной женщины. Еще сложнее их сыграть. Королева могущественной империи, женщина, ни разу не испытавшая мужских ласк, обладающая неизмеримыми правами, но не имеющая права любить – Бланшетт своей игрой соединяет несоединимое. Думается, что сцена с поцелуем будет демонстрироваться на всех оскаровских превью, когда актрису будут номинировать. И очень хочется надеяться, чтобы свою статуэтку за лучшую женскую роль Бланшетт все-таки получит. Пусть со второй попытки. Но именно за эту роль. Она этого достойна.
Kindbug